Марина Овсянникова
Экологический проект для детей старшей группы «Бабочки-красавицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Овсянникова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ д. с № 510 г. Новособирск.
Паспорт проекта :
Название проекта : «Бабочки – красавицы».
Вид проекта : краткосрочный информационный.
Сроки: 2 недели.
Проблема:
вопросы детей : «Почему нельзя ловить бабочек? Есть ли у бабочек детки?»
Актуальность темы:
Публикация «Экологический проект для детей старшей группы „Бабочки-красавицы“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Очень важно с самого раннего возраста воспитывать в детях доброту, развивать интерес ко всему, что их окружает. Очень больно видеть, когда ребенок давит сандаликом бедного муравьишку или отрывает крылышки у бабочки. Если научить детей относиться к насекомым, как к одушевленным объектам природы, у которых есть мамы и детки, которые заботятся друг о друге, этого не случится.
Цель:
Научить детей бережно относиться к бабочкам. Раскрыть секреты бабочек.
Задачи:
- Активизировать познавательный интерес детей, познакомить с разновидностями бабочек и их строением;
- Развивать наблюдательность, образное мышление, умение видеть красоту окружающей природы; - Упражнять в составлении рассказов и сочинении сказок о бабочках, создании их образов в изобразительном творчестве; - Развивать логическое мышление и мелкую моторику; - Воспитывать любовь к природе.
Участники:дети, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат: Проявление у детей интереса к жизни бабочек, желания наблюдать за ними, оберегать их. Отражение детских впечатлений в игре и продуктивном творчестве.
Приоритетные образовательные области:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Форма проведения:
Наблюдения, беседы, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Схема реализации проекта :
Составление плана проекта, сбор материалов, информации, реализация проекта, совместная деятельность с детьми, родителями.
Материал и оборудование:
шапочки-маски для инсценировок, костюмы насекомых, иллюстрации, фотографии, магнитная доска, фланелеграф, ковролин, сказки о бабочках, музыкальная фонограмма, бумажные бабочки на нитках, художественные материалы, дидактические игры.
Возраст детей : 5-6 лет.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
Мероприятия:
- Составление плана работы по проекту. Цель:Определение цели и задач по теме проекта.
- Подбор литературы, иллюстраций, фотографий, открыток. Цель:Сделать подборку наглядного материала.
- Изготовление дидактических игр, атрибутов для игр. Цель:Подготовить условия для проведения мероприятий по плану проекта.
- Подбор музыкальных фонограмм, песенок о насекомых. Цель:Развитие у детей эстетического восприятия.
II этап. Технологический.
Работа с детьми: Работа с родителями
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Наблюдение «Знакомьтесь, я бабочка». Цель: Вызвать у детей эмоциональное отношение к бабочкам, желание наблюдать за ними. Объяснить, что бабочек нельзя ловить руками, потому что можно поранить их тонкие крылышки, покрытые пыльцой.
2. Дидактические игры и упражнения «Посади бабочку на цветок» (приложение1, «Найди такую же бабочку». Цель: Упражнять детей в подборе бабочек по цветовой окраске.
3. Наблюдения «Что есть у бабочки?» ( цель: рассмотреть строение бабочки, продолжать развитие интереса детей, «Как двигаются бабочки?» ( цель: учить наблюдать за бабочками, как они летают, порхают с цветка на цветок, шевелят усиками, лапками и т. д.). «Бабочки и цветы» ( цель: привлечь детей к наблюдению за поведением бабочек на цветах, «Какие бывают гусеницы?» ( цель: показать, как передвигаются гусеницы, закрепить, что это будущие бабочки).
4. Беседа «Какие бывают бабочки?». Цель: Закрепить и расширить представления воспитанников о разновидностях бабочек (приложение 2а).
Работа с родителями:
Сбор родителями наглядного материала о бабочках.
Образовательная область «Речевое развитие».
1. Чтение К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Н. Авдеевой «Кто живет в лесу», «Родная природа», Ю. Степанова «У каждого свое дело», «Гусеничка Люся» (приложение 2б). Цель: Познакомить детей с художественными произведениями о бабочках. Упражнять в развернутых ответах на вопросы по содержанию текста. Воспитывать бережное отношение к бабочкам).
2. Заучивание Г. Глушнева «Капустница», «Бабочка-коробочка». Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать наизусть стихи о бабочках).
3. Авторская сказка воспитателя «Гусеничка и ромашка». Цель: Показать детям пример сочинения авторских сказок. Помочь понять мораль сказки (приложение 3).
Работа с родителями:Заучивание родителями с детьми стихов и загадок о насекомых.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Беседа «Не обижайте бабочек». Цель: Воспитание бережного отношения к природе.
2. Сюжетно-ролевая игра «Семья бабочек». Цель: Упражнять детей в вхождении в образы насекомых, умении развивать сюжет игры.
3. Игра-инсценировка «Муха-Цокотуха». Цель:
Упражнять детей в инсценировании отрывков из сказки. Развивать артистичность и выразительность речи (приложение 4).
Работа с родителями:
1. Индивидуальные беседы с родителями с целью привлечь их к совместным с детьми наблюдениям за бабочками.
2. Совместное сочинение и оформление авторских сказок о бабочках дома с родителями.
3. Фотоотчет родителям об инсценировании сказки «Муха-цокотуха».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1. Творческий этюд «Бабочки». Цель: Развивать пластику движений под музыку.
2. Лепка «Бабочки», «Гусеничка Люся». Цель: Упражнять детей в передаче образов насекомых в продуктивном творчестве.
3. Ручной труд «Бабочки». Цель: Учить детей делать бабочек в технике «аригами» (приложение 5).
4. Рисование «Бабочки на лугу». Цель: Упражнять детей в рисовании бабочек с помощью различных художественных материалов.
Работа с родителями:Выставка детских работ для родителей.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Подвижная игра «Бабочки и цветы» (приложение 6).
2. Релаксация «Утро» (приложение 1б).
3. Динамические паузы – изображение насекомых.
IIi этап. Заключительный.
Мероприятие:
1. Выставка-вернисаж «Бабочки-красавицы». Цель:Учить детей отражать свое отношение к бабочкам через продуктивное творчество.
2. Рефлексия: вопросы:
-Что интересного мы узнали о бабочках?
- Будете ли вы ловить бабочек? Почему не нужно этого делать?
Цель:.Воспитывать у детей любовь к природе. Подвести итог проведенной работе.
Выводы: У детей сформирован стойкий интерес к жизни насекомых, положительное эмоциональное отношение к бабочкам и гусеницам, желание наблюдать за ними и оберегать их. Дети познакомились с разновидностями бабочек, научились относиться к насекомым, как к одушевленным существам. Передавать их образы в творческих этюдах, играх.
Заключение: Дети стали бережнее относиться к насекомым, активно изображать их в продуктивном творчестве. Родители приняли участие в организации выставки «Бабочки-красавицы» и другой работе по проекту.
Список литературы:
- «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленников, Н. А. Филлипенко.
- «Чудо всюду. Мир животных и растений» Т. Д. Нуждина.
-«Путешествие в удивительный мир» Ю. Аракчеев.
- «Зеленые страницы» А. А. Плешаков.
- «Лесная мозаика» В. Зотов.
- «Как знакомить дошкольников с природой» Л. А. Каменева, А. К. Матвеева.
Приложение 1.
а). Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок».
Цель: Упражнять детей в подборе бабочек по цветовой окраске.
Задачи:
- Закрепить представления детей о том. Как бабочки собирают нектар на цветах.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к бабочкам.
Ход игры:
Загадывание загадки: Спал цветок и вдруг проснулся.
Шевельнулся, встрепенулся.
Больше спать не захотел, взвился вверх и улетел.
- Почему бабочку назвали цветком? А чем она отличается от цветка? Зачем бабочка садится на цветы? Могут ли бабочки прятаться от кого-то в цветах? Почему они прячутся? Давайте посоревнуемся. Кто быстрее спрячет своих бабочек в цветах так, чтобы они были одинаковых цветовых оттенков.
б). Релаксация «Утро» (пьеса Грига «Утро»).
Наступило утро. Легкий ветерок шевелит травку (потряхивание кистями рук). Цветы поворачивают свои головки навстречу солнцу (отвести руки в стороны, поднять вверх, опустить). Растения выпрямляют свои стебельки навстречу солнышку (подняться на носки, руки вверх).
Вот на лужайке появились бабочки. Они легко порхают с цветка на цветок, садятся, складывают крылья, отдыхают и снова распрямляют, летят дальше по своим делам (легкий бег на носочках, присесть на корточки, опустив руки, снова бег). Проснулся луг! Цветы, птицы. Насекомые – все радуются началу нового дня!
Приложение 2.
а). Беседа «Какие бывают бабочки?»
Цель: Закрепить и расширить представления детей о разновидностях бабочек и их образе жизни.
Задачи:
- Развивать логическое мышление в сравнении бабочек с другими насекомыми.
- Развивать диалогическую речь детей. Активизировать в речи прилагательные и глаголы.
- Воспитывать бережное отношение к бабочкам.
Активизация словаря: разноцветные, прекрасные, хрупкие, узорчатые, легкие, порхают, опыляют, собирают нектар.
Материал: иллюстрации и открытки с изображением бабочек.
Ход беседы:
Загадывание загадки: От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.
Не птица, а с крыльями, не пчела, а нектар собирает.
- Как вы догадались, что это бабочка? Чем бабочки отличаются от птиц? От пчел? Чем они похожи?
- А почему бабочек называют красавицами? Они тяжелые? (легкие). Есть у них на крылышках узоры? Значит какие у них крылья? (узорчатые). Что делают бабочки? Кто может рассказать, как бабочки опыляют цветы? Зачем это нужно цветам? Да, на цветах есть пыльца, такой мелкий порошок. Это, как витамины для нас, пыльца помогает цветам расти и цвести. Для того. Чтобы весь цветок покрылся пыльцой, его нужно шевелить. Если ветра нет, этого не происходит. Бабочки садятся на цветы и шевелят их, еще они на лапках переносят пыльцу с цветка на цветок. Это цветочкам тоже очень полезно. Так как же наши бабочки помогают цветам? Приносят ли они этим пользу природе? Что будет, если поймать бабочку за крылья? Этим мы нанесем вред природе или пользу? Как должны поступать настоящие друзья природы?
Давайте рассмотрим разновидности бабочек. Вспомним их названия и выучим новые (лимонница, капустница, крапивница, шоколадница, голубянка, чернушка, павлиний глаз, адмирал и т. д.)
б). Чтение литературной сказки Ю. Степанова «У каждого есть свое дело».
Цель: Познакомить детей с новым произведением. Помочь понять его смысл.
Задачи:
- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста полными ответами, оценивать поступки героев сказки.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
Чтение сказки воспитателем.
Текст: Бабочка только что появилась на свет. Посмотрела она вокруг и подумала: «Как красиво на белом свете!» И бабочка остановилась на месте. Чтобы подумать об этом.
- Почему ты сидишь на одном месте? – спросил ее подлетевший ветерок.
- А что надо делать?
- Не знаю, у каждого есть свое дело, - сказал ветерок. Вот я никогда не задерживаюсь на одном месте.
- А что ты делаешь?
- Я раскачиваю листочки на деревьях.
- Хочешь, я буду тебе помогать?
- Хитрая какая. А что я тогда буду делать? Нет, ты лучше делай свое дело, - сказал ветерок и улетел.
Рядом зашевелился голубой колокольчик. «Ну и жарко сегодня!» - сказал он.
- Простите, - сказала бабочка, - а у вас есть какое-нибудь свое дело?
Колокольчик обиделся. «Неужели я похож на бездельника? Я голубею! И никто еще мне не сказал, что я голубею плохо. А что делаешь ты?
- Я еще не знаю. Давайте я буду помогать вам голубеть.
- Давай, - сказал колокольчик, - лети на другие цветы, собери пыльцу и принеси ее мне.
Бабочка полетела по всему лугу и стала собирать лапками пыльцу на самых красивых цветах. Потом она вернулась к голубому колокольчику, села на него и стряхнула с лапок пыльцу.
- Спасибо, теперь я стану еще голубее, - сказал колокольчик и угостил бабочку нектаром.
- Теперь у меня есть свое дело, - гордо подумала бабочка и полетела помогать другим цветам. Розоветь, желтеть и белеть.
Вопросы:
- Почему автор дал сказке такое название?
- Какое дело появилось у бабочки?
- Какую пользу лугу приносят бабочки?
- Чем питаются бабочки?
- Что будет, если не станет в природе бабочек?
Приложение 3.
Авторская сказка «Гусеничка и Ромашка».
У Гусенички не было друзей и захотела она подружиться с Ромашкой. «Милая Ромашка, давай с тобой дружить», - говорила она.
- Как я могу с тобой дружить, ведь ты такая некрасивая! Уползай отсюда. А то еще начнешь грызть мои листики! – ответила Ромашка.
Гусеничка обиделась, завернулась в упавший с дерева листок и уснула. Шел мимо человек, сорвал Ромашку и стал обрывать лепестки. «Любит – не любит», - приговаривал он. А потом бросил Ромашку прямо на Гусеничку и ушел.
Ромашка проснулась, стала освобождаться от своей постельки и вдруг увидела, что у нее появились красивые ярко-желтые крылышки. Маленькие мохнатые лапки и тонкие усики. Она пошевелила усиками и почувствовала вкусный запах. Это пахли цветы.
- Напрасно я не стала с тобой дружить, ты теперь красивее меня, - сказала Ромашка и завяла. А бабочка взмахнула крыльями и полетела собирать нектар на цветах и искать себе друзей.
Вопросы :
- Почему Ромашка не захотела дружить с Гусеничкой? (считала ее некрасивой).
- Была ли она права? (нет, Гусеничка была по своему красивой, она хотела дружить, не стала грызть листья у Ромашки, потому что была доброй, ела травку).
- Что же случилось с Ромашкой? Хорошо ли поступил человек? Почему плохо? (он сорвал цветок, но не поставил его в воду, а бросил, и Ромашка завяла).
Приложение 4.
Творческие этюды по сказке К. И. Чуковского "Муха - Цокотуха".
Приложение 5.
а). Ручной труд «Бабочки».
Цель: Познакомить детей с изготовлением бабочек в технике «аригами».
Задачи:
- Учить складывать квадрат по диагонали, соотносить по цвету детали, следуя инструкциям воспитателя.
- Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Материал: квадраты разного цвета 10х10 см., клей, ножницы, кисти, салфетки, цветная бумага, цветок из картона «Семицветик».
Ход:
Воспитатель: Дети, вам нравится смотреть на бабочек? Смотреть на них – одно удовольствие! Бархатные крылышки, чарующий полет.
В танце водят бабочки волшебный хоровод.
Давайте сделаем бабочек из цветной бумаги способом аригами. Сложите квадрат пополам, чтобы получилось 2 треугольника. Перегните еще раз пополам, надрежьте ножницами и отогните крылья (показ).
- Давайте полетаем с нашими бабочками. Смотрите. Здесь какой-то необычный цветок. Все лепестки у него разные. Давайте приклеим наших бабочек на цветы, пусть они их опыляют.
- Молодцы! Очень красиво получилось!
Что за чудо происходит? Вдруг ожили небеса!
Это бабочки подняли в ярких красках паруса!
Пестренькие платьица присели на листок.
Тронь – и вновь закружится порхающий цветок.
Приложение 6. Игра "Бабочки и цветы".