Равиля Турлина
Экологический проект «Деревья нашего участка осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в подготовительной группе
"Деревья нашего участка осенью"
«Край ты мой».
Таисия Коновалова
Край ты мой родимый, Речка, поле, лес… Веточки рябина, Тянет до небес. Вот склонилась ива,
Плачет у реки, Как же вы красивы В поле васильки…
1. Актуальность темы
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Публикация «Экологический проект „Деревья нашего участка осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Проекты
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В. А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково – исследовательской деятельности. Учеными доказано, что развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Оно вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.
Идея создания проекта «Деревья нашего участка осенью» возникла в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Однажды я услышала рассуждения воспитанников о том, что «наши березки на участке спасают нас летом». Дети говорили о том, что было бы, если бы её не было на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.
Сегодня ребенок с любовью относится к «Своему дереву», а завтра эту любовь он перенесет на другие деревья, а затем и на всю природу в целом.
Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов. 2. Тип проекта
По доминирующей деятельности – познавательный
По времени проведения – краткосрочный
Участники проекта – дети подготовительной группы, педагоги, родители
3. Цель и задачи проекта
Цель: формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
Для обогащения представлений детей о природе родного края оформить гербарий из листьев деревьев, растущих на групповом участке.
4. Формы и методы работы
С детьми: познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой, посещение краеведческого музея г. Шатуры.
С родителями: вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения, популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников (сбор листьев для гербария, посадка деревьев, чтение детям художественной литературы по теме проекта).
5. Ожидаемые результаты
Расширение кругозора детей о растительном мире родного края.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания
6. Продукт проекта – оформление гербария, создание мини-лэпбука по теме деревья нашего участка.
7. Сроки реализации: месяц
План работы по подготовке проекта :
Постановка целей проекта на основе изученных проблем.
Разработка плана движения к цели.
Сбор, накопление материала.
Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Презентация своей работы.
Экологический проект «Деревья нашего участка осенью» :
развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям;
способствует освоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
гармонично формирует разные виды отношения детей к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).
В ходе реализации проекта большое внимание уделялось развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует воспитанию любви к природе родного края.
Содержание этапов проекта
Подготовительный, исследовательский, заключительный (обобщающий)
Подготовительный этап
Проводились беседы и занятия с детьми, привлекались родители к участию в проекте, собирали гербарий. Вместе с родителями участвовали в акции «Посади дерево». Изготовили поделки из природного материала.
На занятиях по изобразительной деятельности организовали выставку «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Березка осенью», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок». На музыкальном занятии разучили хоровод «Березонька».
Работа с детьми
Перед началом работы над проектом «Деревья нашего участка осенью осенью» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:
Как зовут тебя, дерево?
Какого ты роста?
Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
Есть ли у тебя цветы?
Какие семена созреют на месте твоих цветов?
Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая?
Работа с родителями
Участие в акции «Посади дерево», экскурсии с детьми по парку, лесу, сбор листьев для гербария, чтение с детьми книг о деревьях.
Исследовательский этап
На данном этапе детям предлагается выбрать дерево, которое им нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в лесах нашего района.
Задание детям: познакомиться со своим деревом, подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги и руки, а дереву - листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые, друзья и соседи, а у дерева? Что растет рядом с ними? Кто к нему прилетает? Предложить детям понаблюдать за деревьями.
Пусть найдут место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая кора - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева, как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны? Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость родного края на примере группового участка ДОУ.
Свою работу мы построили по следующей системе.
Занятия
Занятие 1. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение понимать его, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Занятие 2. «Береги природу родного края».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Занятие 3. «Наш общий дом».
Цель: учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать способности детей наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему придет несоблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы их проверки, формировать представление о человеке как о части живой природы Игровая деятельность
Дидактические игры
«Собери дерево». Цель: дети составляют на доске дерево из частей (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды).
«Что лишнее». Цель: дети определяют лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
«Назови плод». Цель: дети указывают плод этого растения.
«С чьей ветки детки?». Цель: ребенок с закрытыми глазами достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево.
«Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку назвают дерево.
Наблюдения и исследовательская деятельность
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Потешки, песенки
Береза моя, березонька
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая!
Стоишь, ты березонька,
Стоишь ты, кудрявая,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька, листья зеленые;
Под тобой, березонька, трава шелковая.
-Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
- Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
солнцем вызрела.
Плачут ивушки, осинки:
Осень листья рвет с ветвей.
У сосенки не слезинки –
Платье зелено на ней!
Художественно-продуктивная деятельность
Выставка: «Деревья смотрят в озеро»», «Ветка рябины», «Березка осенью», «Придумай, чем может стать красивый осенний листок».
Чтение художественной литературы
«Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям.
«Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
«Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Посещение краеведческого музея. Цель расширение представлений детей о природе Шатурского района (рассматривание животных, птиц, деревьев (спилов стволов).
Заключительный, обобщающий этап
Итогом проекта «Деревья нашего участка осенью» стало обобщение результатов нашей работы, создание: гербария «Деревья нашего участка», лэпбука «Деревья». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
Знать строение дерева : корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природу!
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе родного (Мещерского) края, повышению познавательного интереса.