Елена Корниенко
Экологический проект «Бережём природу с детства» со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН.
Социально значимый проект
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Бережём природу с детства!»
Автор проекта :
воспитатель Корниенко Елена Дмитриевна
г. Темрюк
2022 г.
Паспорт социально значимого проекта.
Тема: «Бережём природу с детства».
Публикация «Экологический проект „Бережём природу с детства“ со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Участники проекта и социальные партнеры проекта : воспитанники смешанной группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники детского сада, сотрудники Темрюкской районной детской библиотеки, педагоги детского сада.
Руководитель проекта : воспитатель МАДОУ ДС № 4 Корниенко Елена Дмитриевна.
Место реализации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Темрюкский район.
Срок реализации: с 01.09.2022г. по 31.10.2022г.
Актуальность темы:
Природа – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Часто, неразумное поведение человека в природе, приводит к нарушению экологического равновесия. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Важно с дошкольного возраста воспитывать у детей чувство ответственного отношения к природе, например, помогать обустраивать кормушки для птиц в холодное время года, выбрасывать мусор в специально отведенные места, не ломать ветки растений, не ловить насекомых (жуков, бабочек, стрекоз).
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит начало формированияэкологической культурыиразвития ценностного отношения к окружающему миру, формируются основы нравственной позиции личности, эмоционально – ценностное отношение детей к природным объектам.
Поэтому, знания детей и поведение в окружающей нас природе, адекватное отношение к природным объектам, забота взрослых и детей о растениях и животных ближайшего окружения, являются направлением экологического воспитания дошкольников.
Важным моментом является развитие у детей интереса к изучению природыродного края, «живое» общение с ней, воспитание любви и бережного отношения кродной природе.
Проблема: Повышение уровня осведомленности детей, их экологическое развитие, помогут, в будущем, обеспечить ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому, проблема экологического образования подрастающего поколения, является актуальной задачей.
Обоснование проблемы: недостаточно сформированные представления по вопросам окружающей среды, её значимости, а также, соответствующих умений и действий.
Цель проекта : формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде и объектам природы, осознанно – правильных экологических представлений, расширение представлений о природе родного края, способах её сохранения, формирование элементов экологической культуры.
Задачи проекта :
Формировать у детей основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе,навыки экологически грамотного, нравственного поведения, понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
Развивать интерес к исследовательской деятельностиокружающей природы, вовлекая детей в разнообразные виды деятельности в природе.
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому, развивать эстетическое восприятие природы и необходимость её охраны.
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья.
Материально – технические ресурсы проекта :
- подбор познавательной литературы:
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, дидактические карточки, лэпбук «Осень») :
- дидактические игры:
- подбор художественной литературы экологического содержания :
- огород на окне «Кубанский огород» :
- уголок природы в группе.
Формы работы с детьми: образовательная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, составление творческих и описательных рассказов, изобразительная деятельность, целевые прогулки, тематическая встреча с работником районной детской библиотеки, театрализованная и культурно – досуговая деятельность.
Формы работы с родителями: анкетирование, консультация, памятки, участие в выставке творческих работ совместно с детьми.
Ожидаемые результаты:
дети:
- начнут формироваться элементарные осознанно – правильные экологические представления и культура поведения в природе;
- появится понимание взаимосвязей в природе, интерес к элементарной исследовательской деятельности;
- проявится интерес к явлениям и объектам природы родного края, бережное отношение к ней;
- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.
педагоги:
-приобретут и расширят опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повысят уровень педагогической компетентности;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысят уровень опыта работы в организации сотрудничества с семьями воспитанников.
родители:
- расширят уровень своих знаний, повысят экологическую культуру;
- проявят заинтересованность и понимание необходимости в экологическом воспитании детей, путем создания единого воспитательно – образовательного пространства ДОО и семьи;
- в дальнейшем, проявят интерес к участию в совместных экологических акциях.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап (01.09.2022г. - 10.09.2022г.)
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
- Сбор информации по теме проекта.
- Подбор художественной литературы, пословиц, загадок по теме.
- Подбор дидактических игр и пособий.
- Рисование, аппликация, лепка, познавательное развитие на тему «Природа».
- Подбор консультаций и памяток для родителей.
-Изготовление макетов, персонажей кукол и дидактических пособий для театрализованной деятельности.
- Изготовление лэпбука «Осень».
2. Исследовательский этап:
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Формирование цели и задач проекта.
- Анкетирование родителей.
- Беседы с детьми о важности данной темы.
3. Практический этап (12.09.2022г. – 24.10.2022г.)
Работа с детьми:
1. ООД.
«Прогулка по лесу», «Во саду ли, в огороде…», «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень», целевая прогулка «Экологическая тропа осенью».
2. Чтение художественной литературы.
М. Пришвин «Этажи леса», К. Ушинский «Спор деревьев», экологическая сказка «Зайчик и Медвежонок», Е. Фролова «Кто вырастил яблоко?», В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь», Загадки о животных, экологическая сказка кубанского автора Т. И. Хачатуровой «Черноморские приключения пескарки», Е. Ульева «Для чего деревья сбрасывают листья?», экологическая сказка кубанских авторов С. А. Захаровой, М. Ф. Перепелицы «Как ёж Митрофан к белке Марье в гости ходил», И. Гурина «Осень», Н. Рыжова «Лесные правила».
Рассказывание авторской экологической сказки воспитателя Е. Д. Корниенко «Чистота - красота» с показом настольного театра собственного изготовления.
3. Исследовательская деятельность и наблюдения.
«Лекарственное растение -подорожник», «Листопад», «Труд людей осенью»,
«Зеленые и сухие листья ореха, чем отличаются и чем похожи?», «Куда дует ветер?», «Песок сухой и мокрый», «Найдем дерево, листья которого раньше всех начали желтеть», «Семена и плоды растений», «Рассмотрим муравейник», «Цвета осени», «Насекомые», «Осенние цветы», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Сравним лист клена и тополя», «Что изменилось после дождя?», «Послушаем звуки природы».
4. Экологические игры.
«Узнай по описанию», «Что лишние», «Дикие и домашние животные», «С какого дерева лист?», «Кто, где живет?», «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Назови три (растения, животных, насекомых и т. д.)», «Какой? Какая? «Какое?».
5. Беседы.
«Одежда людей осенью», «Как мы помогаем природе и нашей планете Земля», «Чистый город Темрюк», «Что можно делать у моря?», «Что видели по дороге в детский сад?» (природа, «За что лес обиделся на Незнайку?», «Земля – наш общий дом», «Огород», «Жизнь животных и птиц с приходом осени», «Береги и люби свой край».
Беседы с использованием дидактических картинок и иллюстраций «Осень в родном городе», «Осенняя пора», «Ранняя осень», «Цветы», «Овощи, фрукты».
6. Социальные партнеры проекта :
Выступление перед детьми сотрудника Темрюкской районной библиотеки на тему «Красная книга Краснодарского края».
7. Изобразительная деятельность.
Лепка «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».
Аппликация «На лесной полянке выросли грибы».
Рисование «Осенний лес», «Идет дождь».
8. Работа с лэпбуком «Осень».
9. Подвижные и малоподвижные игры.
«Совушка», «Летает – не летает», «Листочки и ветер», «Перелёт птиц», «Овощи - фрукты», «Дерево, кустик, трава», «Прогулка в лес».
10. Культурно – досуговая деятельность.
ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие».
«Береги нашу планету».
ОО «Познавательное развитие»
«Загадки с овощной грядки».
11. Работа с родителями.
Консультации: «Правила безопасного поведения в природе», «Сортировка мусора. Зачем это нужно?».
Памятка «Зачем нужно сортировать мусор?»
Тема для беседы с детьми дома «Я и мой город Темрюк»
Выставка совместных с детьми творческих работ «Осень на Кубани».
4 этап. Заключительный (25.10.2022г. – 31.10.2022г.)
Изготовление плаката «Береги Природу!»
Изготовление картотеки экологических дидактических игр.
Составлена картотека «Стихотворения кубанских поэтов о временах года».
Фотовыставка «Природа детского сада»
Настольный театр к экологической авторской сказке «Чистота - красота» (автор – воспитатель Корниенко Е. Д.).
Изготовление дидактического игрового макета «Очистим реку Кубань от мусора».
Посещение родителями и детьми выставки рисунков детей и совместных творческих работ родителей и детей «Осень на Кубани».
Литература.
1. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019.
2. Парциальная программа «Юный эколог» : для работы с детьми 3 – 7 лет». – М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Старшая группа».– М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.
4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».– М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.
5. А. В. Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО», Волгоград, «Учитель».
6. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы», М., «ТЦ Сфера», 2016 г.
7. А. О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», СПб, «Детство - пресс», 2019 г.
8. Интернет – ресурсы.
Отчёт о реализации социально значимого проекта
«Бережём природу с детства!».
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется диапазон экологических представлений детей. Проект направлен на формирование основ экологического сознания, обогащение экологического опыта, эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, формирование осознанно – правильной культуры поведения в природе.
В реализации экологического социально значимого проекта принимали участие дети, родители и педагоги смешанной дошкольной группы. Работа велась в контакте с Темрюкской районной детской библиотекой. В группе была организована и проведена разносторонняя деятельность. Для расширения представлений о природе родного края, знакомства с многообразием и красотой растительного и животного мира, регулярно проводятся наблюдения и целевые прогулки на территории ДОО.
Дети рассматривали, наблюдали, любовались красотой природы, вели беседы на различную экологическую тематику : «Лекарственное растение - подорожник», «Листопад», «Найди дерево, листья которого раньше всех начали желтеть», «Насекомые», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Цвета осени», «Семена и плоды растений».
Организованны и проведены экологические игры : «Узнай по описанию», «Что лишние», «Дикие и домашние животные», «С какого дерева лист?», «Кто, где живет?», «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Назови три (растения, животных, насекомых и т. д.)», «Какой? Какая? «Какое?» : а также, подвижные и малоподвижные игры: «Совушка», «Летает – не летает», «Листочки и ветер», «Перелёт птиц», «Овощи - фрукты», «Дерево, кустик, трава», «Прогулка в лес».
Большой интерес у детей вызвали тематические занятия: «Прогулка по лесу», «Во саду ли, в огороде…», целевая прогулка «Экологическая тропа осенью». Помогли детям понять, что природа – наш общий дом, что человек, часть природы, и должен заботиться о ней и беречь. А исследовательская деятельность на тему: «Листопад», «Цвета осени», «Осенние цветы», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Сравним лист клена и тополя», «Послушаем звуки природы», помогли детям почувствовать и рассмотреть уникальную красоту осенней природы.
Это отразилось в организованной и самостоятельной изобразительной деятельности, а также и в процессе подготовки творческой выставки «Осень на Кубани».
Совместно был создан плакат «Береги Природу!».
Также был изготовлен макет огорода на окне «Кубанский огород».
Была организованна в книжном уголке выставка книг о природе, о животном и растительном мире, где с большим интересом дети проводили свой досуг. Чтобы, еще более расширить представления детей о природе, уточнить понимание взаимосвязей в природе, вызвать интерес к явлениям и объектам природы родного края, бережное отношение к ней, проводились беседы:«Как мы помогаем природе и нашей планете Земля», «Чистый город Темрюк», «Что можно делать у моря?», «Что видели по дороге в детский сад?» (природа, «За что лес обиделся на Незнайку?», «Земля – наш общий дом», «Огород», «Жизнь животных и птиц с приходом осени», «Береги и люби свой край», «Осень в родном городе».
Разнообразные знания дети получили во время самостоятельной деятельности с лэпбуком «Осень».
Книга – источник знаний. Поэтому, чтение художественной тематической литературы очень важный аспект ознакомления детей с природой и получением экологических представлений. Дети с удовольствием слушали иллюстрированные литературные произведения: В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь», загадки о животных, экологическую сказку кубанского автора Т. И. Хачатуровой «Черноморские приключения пескарки», Е. Ульева «Для чего деревья сбрасывают листья?», экологическую сказку кубанских авторов С. А. Захаровой, М. Ф. Перепелицы «Как ёж Митрофан к белке Марье в гости ходил» и др.
Рассказывание авторской экологической сказки воспитателя Е. Д. Корниенко «Чистота - красота» с показом настольного театра собственного изготовления.
Большое впечатление на детей произвело выступление сотрудника Темрюкской районной детской библиотеки на тему : «Красная книга Краснодарского края». Дети, в беседе с библиотекарем, были обеспокоены тем, что существуют животные и растения, которым грозит опасность исчезновения, были рады, что «Красная книга» стоит на их защите, и пообещали бережно относиться к природе родной Кубани.
С большим интересом дети принимали участие в культурно – досуговой деятельности экологической направленности : «Загадки с овощной грядки», «Береги нашу Планету!». Дети, участвуя в играх, продолжили знакомиться и уточнять представления о жизни растений, животных и человека в природе, повторили правила поведения в природе и в городской среде, закрепляя, таким образом, элементарную осознанно – правильную экологическую культуру поведения в природе.
Вывод: в ходе реализации социально значимого проекта, у детей улучшилисьпредставления и поведение в окружающей нас природе, адекватное отношение к природным объектам, укрепилось желание заботиться о растениях и животных ближайшего окружения. Это говорит о том, что проект создал благоприятные условия для экологического образования и социального воспитания дошкольников, ценностного отношения к окружающей нас природе, эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы и, популяризации деятельности по сохранению в будущем природного наследия родного края. Созданный своими руками плакат «Береги Природу!», дети передали воспитанникам старшей группы, предварительно рассказав ребятам о значении картинок и символов на нём, и которые напоминают людям о правилах поведения в природе.
В этом и заключатся социальная значимость данного проекта.