Папки-передвижки

Экологический проект «Бережём природу с детства» со старшими дошкольниками

Елена Корниенко
Экологический проект «Бережём природу с детства» со старшими дошкольниками

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН.

Социально значимый проект

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Бережём природу с детства!»

Автор проекта:

воспитатель Корниенко Елена Дмитриевна

г. Темрюк

2022 г.

Паспорт социально значимого проекта.

Тема: «Бережём природу с детства».

Участники проекта и социальные партнеры проекта: воспитанники смешанной группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники детского сада, сотрудники Темрюкской районной детской библиотеки, педагоги детского сада.

Руководитель проекта: воспитатель МАДОУ ДС № 4 Корниенко Елена Дмитриевна.

Место реализации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Темрюкский район.

Срок реализации: с 01.09.2022г. по 31.10.2022г.

Актуальность темы:

Природа – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Часто, неразумное поведение человека в природе, приводит к нарушению экологического равновесия. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Важно с дошкольного возраста воспитывать у детей чувство ответственного отношения к природе, например, помогать обустраивать кормушки для птиц в холодное время года, выбрасывать мусор в специально отведенные места, не ломать ветки растений, не ловить насекомых (жуков, бабочек, стрекоз).

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит начало формированияэкологической культурыиразвития ценностного отношения к окружающему миру, формируются основы нравственной позиции личности, эмоционально – ценностное отношение детей к природным объектам.

Поэтому, знания детей и поведение в окружающей нас природе, адекватное отношение к природным объектам, забота взрослых и детей о растениях и животных ближайшего окружения, являются направлением экологического воспитания дошкольников.

Важным моментом является развитие у детей интереса к изучению природыродного края, «живое» общение с ней, воспитание любви и бережного отношения кродной природе.

Проблема: Повышение уровня осведомленности детей, их экологическое развитие, помогут, в будущем, обеспечить ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому, проблема экологического образования подрастающего поколения, является актуальной задачей.

Обоснование проблемы: недостаточно сформированные представления по вопросам окружающей среды, её значимости, а также, соответствующих умений и действий.

Цель проекта: формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде и объектам природы, осознанно – правильных экологических представлений, расширение представлений о природе родного края, способах её сохранения, формирование элементов экологической культуры.

Задачи проекта:

Формировать у детей основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе,навыки экологически грамотного, нравственного поведения, понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Развивать интерес к исследовательской деятельностиокружающей природы, вовлекая детей в разнообразные виды деятельности в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому, развивать эстетическое восприятие природы и необходимость её охраны.

Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья.

Материально – технические ресурсы проекта:

- подбор познавательной литературы:

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, дидактические карточки, лэпбук «Осень»):

- дидактические игры:

- подбор художественной литературы экологического содержания:

- огород на окне «Кубанский огород»:

- уголок природы в группе.

Формы работы с детьми: образовательная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, составление творческих и описательных рассказов, изобразительная деятельность, целевые прогулки, тематическая встреча с работником районной детской библиотеки, театрализованная и культурно – досуговая деятельность.

Формы работы с родителями: анкетирование, консультация, памятки, участие в выставке творческих работ совместно с детьми.

Ожидаемые результаты:

дети:

- начнут формироваться элементарные осознанно – правильные экологические представления и культура поведения в природе;

- появится понимание взаимосвязей в природе, интерес к элементарной исследовательской деятельности;

- проявится интерес к явлениям и объектам природы родного края, бережное отношение к ней;

- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.

педагоги:

-приобретут и расширят опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повысят уровень педагогической компетентности;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысят уровень опыта работы в организации сотрудничества с семьями воспитанников.

родители:

- расширят уровень своих знаний, повысят экологическую культуру;

- проявят заинтересованность и понимание необходимости в экологическом воспитании детей, путем создания единого воспитательно – образовательного пространства ДОО и семьи;

- в дальнейшем, проявят интерес к участию в совместных экологических акциях.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (01.09.2022г. - 10.09.2022г.)

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

- Сбор информации по теме проекта.

- Подбор художественной литературы, пословиц, загадок по теме.

- Подбор дидактических игр и пособий.

- Рисование, аппликация, лепка, познавательное развитие на тему «Природа».

- Подбор консультаций и памяток для родителей.

-Изготовление макетов, персонажей кукол и дидактических пособий для театрализованной деятельности.

- Изготовление лэпбука «Осень».

2. Исследовательский этап:

- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

- Формирование цели и задач проекта.

- Анкетирование родителей.

- Беседы с детьми о важности данной темы.

3. Практический этап (12.09.2022г. – 24.10.2022г.)

Работа с детьми:

1. ООД.

«Прогулка по лесу», «Во саду ли, в огороде…», «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень», целевая прогулка «Экологическая тропа осенью».

2. Чтение художественной литературы.

М. Пришвин «Этажи леса», К. Ушинский «Спор деревьев», экологическая сказка «Зайчик и Медвежонок», Е. Фролова «Кто вырастил яблоко?», В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь», Загадки о животных, экологическая сказка кубанского автора Т. И. Хачатуровой «Черноморские приключения пескарки», Е. Ульева «Для чего деревья сбрасывают листья?», экологическая сказка кубанских авторов С. А. Захаровой, М. Ф. Перепелицы «Как ёж Митрофан к белке Марье в гости ходил», И. Гурина «Осень», Н. Рыжова «Лесные правила».

Рассказывание авторской экологической сказки воспитателя Е. Д. Корниенко «Чистота - красота» с показом настольного театра собственного изготовления.

3. Исследовательская деятельность и наблюдения.

«Лекарственное растение -подорожник», «Листопад», «Труд людей осенью»,

«Зеленые и сухие листья ореха, чем отличаются и чем похожи?», «Куда дует ветер?», «Песок сухой и мокрый», «Найдем дерево, листья которого раньше всех начали желтеть», «Семена и плоды растений», «Рассмотрим муравейник», «Цвета осени», «Насекомые», «Осенние цветы», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Сравним лист клена и тополя», «Что изменилось после дождя?», «Послушаем звуки природы».

4. Экологические игры.

«Узнай по описанию», «Что лишние», «Дикие и домашние животные», «С какого дерева лист?», «Кто, где живет?», «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Назови три (растения, животных, насекомых и т. д.)», «Какой? Какая? «Какое?».

5. Беседы.

«Одежда людей осенью», «Как мы помогаем природе и нашей планете Земля», «Чистый город Темрюк», «Что можно делать у моря?», «Что видели по дороге в детский сад?» (природа, «За что лес обиделся на Незнайку?», «Земля – наш общий дом», «Огород», «Жизнь животных и птиц с приходом осени», «Береги и люби свой край».

Беседы с использованием дидактических картинок и иллюстраций «Осень в родном городе», «Осенняя пора», «Ранняя осень», «Цветы», «Овощи, фрукты».

6. Социальные партнеры проекта:

Выступление перед детьми сотрудника Темрюкской районной библиотеки на тему «Красная книга Краснодарского края».

7. Изобразительная деятельность.

Лепка «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Аппликация «На лесной полянке выросли грибы».

Рисование «Осенний лес», «Идет дождь».

8. Работа с лэпбуком «Осень».

9. Подвижные и малоподвижные игры.

«Совушка», «Летает – не летает», «Листочки и ветер», «Перелёт птиц», «Овощи - фрукты», «Дерево, кустик, трава», «Прогулка в лес».

10. Культурно – досуговая деятельность.

ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие».

«Береги нашу планету».

ОО «Познавательное развитие»

«Загадки с овощной грядки».

11. Работа с родителями.

Консультации: «Правила безопасного поведения в природе», «Сортировка мусора. Зачем это нужно?».

Памятка «Зачем нужно сортировать мусор?»

Тема для беседы с детьми дома «Я и мой город Темрюк»

Выставка совместных с детьми творческих работ «Осень на Кубани».

4 этап. Заключительный (25.10.2022г. – 31.10.2022г.)

Изготовление плаката «Береги Природу!»

Изготовление картотеки экологических дидактических игр.

Составлена картотека «Стихотворения кубанских поэтов о временах года».

Фотовыставка «Природа детского сада»

Настольный театр к экологической авторской сказке «Чистота - красота» (автор – воспитатель Корниенко Е. Д.).

Изготовление дидактического игрового макета «Очистим реку Кубань от мусора».

Посещение родителями и детьми выставки рисунков детей и совместных творческих работ родителей и детей «Осень на Кубани».

Литература.

1. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019.

2. Парциальная программа «Юный эколог»: для работы с детьми 3 – 7 лет». – М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.

3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Старшая группа».– М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.

4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».– М. : «Мозаика – Синтез», 2020г.

5. А. В. Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО», Волгоград, «Учитель».

6. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы», М., «ТЦ Сфера», 2016 г.

7. А. О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», СПб, «Детство - пресс», 2019 г.

8. Интернет – ресурсы.

Отчёт о реализации социально значимого проекта

«Бережём природу с детства!».

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется диапазон экологических представлений детей. Проект направлен на формирование основ экологического сознания, обогащение экологического опыта, эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, формирование осознанно – правильной культуры поведения в природе.

В реализации экологического социально значимого проекта принимали участие дети, родители и педагоги смешанной дошкольной группы. Работа велась в контакте с Темрюкской районной детской библиотекой. В группе была организована и проведена разносторонняя деятельность. Для расширения представлений о природе родного края, знакомства с многообразием и красотой растительного и животного мира, регулярно проводятся наблюдения и целевые прогулки на территории ДОО.

Дети рассматривали, наблюдали, любовались красотой природы, вели беседы на различную экологическую тематику: «Лекарственное растение - подорожник», «Листопад», «Найди дерево, листья которого раньше всех начали желтеть», «Насекомые», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Цвета осени», «Семена и плоды растений».

Организованны и проведены экологические игры: «Узнай по описанию», «Что лишние», «Дикие и домашние животные», «С какого дерева лист?», «Кто, где живет?», «Природа и человек», «Когда это бывает?», «Назови три (растения, животных, насекомых и т. д.)», «Какой? Какая? «Какое?»: а также, подвижные и малоподвижные игры: «Совушка», «Летает – не летает», «Листочки и ветер», «Перелёт птиц», «Овощи - фрукты», «Дерево, кустик, трава», «Прогулка в лес».

Большой интерес у детей вызвали тематические занятия: «Прогулка по лесу», «Во саду ли, в огороде…», целевая прогулка «Экологическая тропа осенью». Помогли детям понять, что природа – наш общий дом, что человек, часть природы, и должен заботиться о ней и беречь. А исследовательская деятельность на тему: «Листопад», «Цвета осени», «Осенние цветы», «Что я вижу вокруг себя в природе?», «Сравним лист клена и тополя», «Послушаем звуки природы», помогли детям почувствовать и рассмотреть уникальную красоту осенней природы.

Это отразилось в организованной и самостоятельной изобразительной деятельности, а также и в процессе подготовки творческой выставки «Осень на Кубани».

Совместно был создан плакат «Береги Природу!».

Также был изготовлен макет огорода на окне «Кубанский огород».

Была организованна в книжном уголке выставка книг о природе, о животном и растительном мире, где с большим интересом дети проводили свой досуг. Чтобы, еще более расширить представления детей о природе, уточнить понимание взаимосвязей в природе, вызвать интерес к явлениям и объектам природы родного края, бережное отношение к ней, проводились беседы:«Как мы помогаем природе и нашей планете Земля», «Чистый город Темрюк», «Что можно делать у моря?», «Что видели по дороге в детский сад?» (природа, «За что лес обиделся на Незнайку?», «Земля – наш общий дом», «Огород», «Жизнь животных и птиц с приходом осени», «Береги и люби свой край», «Осень в родном городе».

Разнообразные знания дети получили во время самостоятельной деятельности с лэпбуком «Осень».

Книга – источник знаний. Поэтому, чтение художественной тематической литературы очень важный аспект ознакомления детей с природой и получением экологических представлений. Дети с удовольствием слушали иллюстрированные литературные произведения: В. Бианки «Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь», загадки о животных, экологическую сказку кубанского автора Т. И. Хачатуровой «Черноморские приключения пескарки», Е. Ульева «Для чего деревья сбрасывают листья?», экологическую сказку кубанских авторов С. А. Захаровой, М. Ф. Перепелицы «Как ёж Митрофан к белке Марье в гости ходил» и др.

Рассказывание авторской экологической сказки воспитателя Е. Д. Корниенко «Чистота - красота» с показом настольного театра собственного изготовления.

Большое впечатление на детей произвело выступление сотрудника Темрюкской районной детской библиотеки на тему: «Красная книга Краснодарского края». Дети, в беседе с библиотекарем, были обеспокоены тем, что существуют животные и растения, которым грозит опасность исчезновения, были рады, что «Красная книга» стоит на их защите, и пообещали бережно относиться к природе родной Кубани.

С большим интересом дети принимали участие в культурно – досуговой деятельности экологической направленности: «Загадки с овощной грядки», «Береги нашу Планету!». Дети, участвуя в играх, продолжили знакомиться и уточнять представления о жизни растений, животных и человека в природе, повторили правила поведения в природе и в городской среде, закрепляя, таким образом, элементарную осознанно – правильную экологическую культуру поведения в природе.

Вывод: в ходе реализации социально значимого проекта, у детей улучшилисьпредставления и поведение в окружающей нас природе, адекватное отношение к природным объектам, укрепилось желание заботиться о растениях и животных ближайшего окружения. Это говорит о том, что проект создал благоприятные условия для экологического образования и социального воспитания дошкольников, ценностного отношения к окружающей нас природе, эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы и, популяризации деятельности по сохранению в будущем природного наследия родного края. Созданный своими руками плакат «Береги Природу!», дети передали воспитанникам старшей группы, предварительно рассказав ребятам о значении картинок и символов на нём, и которые напоминают людям о правилах поведения в природе.

В этом и заключатся социальная значимость данного проекта.

Публикации по теме:

Оформление группы к Дню Победы старшими дошкольникамиОформление группы к Дню Победы старшими дошкольниками Ещё тогда нас не было на светеЕщё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май,.

Фотоотчёт о развлечении со старшими дошкольниками «До свидания, Ёлочка!»Фотоотчёт о развлечении со старшими дошкольниками «До свидания, Ёлочка!» Прошёл любимый праздник у детей и взрослых Новый год. Но как всегда в детских садиках проходит прощание с ёлочкой. В нашем детском саду.

Фотоотчёт «Экспериментирование со снегом со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Экспериментирование со снегом со старшими дошкольниками» В наших местах снег – редкое явление. В этот год выпал снег только после 9 января на радость детям и взрослым! Пора познакомить детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Бережём природу с детства» со старшими дошкольниками
Опубликовано: 20 октября 2024 в 16:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Бережём природу с детства» со старшими дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корниенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД