Ирина Гарунова
Экологический праздник «Лесная фея и эколята в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/07/02/stsenariy-ekologicheskogo-prazdnika-lesnaya-feya-i
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. За-грязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с самого раннего детства. Сегодня наши дети обла-дают обширными знаниями по экологии, но не всегда умеют применять их. Но дети – это неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, они смотрят на происходящее с восторгом и удивлением. Поэтому активность детей является ос-новной формой их жизнедеятельности, необходимым условием развития. Прививать детям интерес к природе, научить ее любить и беречь можно, используя множество разнообразных методов. Одним из самых интересных и приемлемых для детей дошкольного возраста явля-ются экологические праздники и развлечения. Проведение массовых экологических меро-приятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, так при непосред-ственном участии детей в такой деятельности помогает лучше и глубже понять и запомнить изучаемый материал.
Публикация «Экологический праздник „Лесная фея и эколята в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Сценарии
- Темочки
Экологический праздник «Лесная Фея и эколята в гостях у ребят» проводился в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» и соответствует целям и задачам данного проекта. С целью наибольшей реализа-ции задач всероссийского проекта и формирования природолюбия, привлечения дошкольни-ков к осуществлению природоохранной деятельности в МБДОУ «ЦРР-д/с «Белоснежка» ра-ботает детская дошкольная организация «Эколята – дошколята».
2. Цели, задачи, актуальность и новизна и значимость проводимого мероприятия
Цель мероприятия: создание условий, способствующих развитию экологической культуры и экологического образования дошкольников, обеспечивающих формирование внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного и заботливого отношения к ней, а также поддержка развития природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята».
Задачи:
-формирование культуры природолюбия у дошкольников через актуализацию полученных знаний о природе родного края, охране окружающей среды и развитие умения применять их в своей жизнедеятельности;
-пропаганда экологически-ориентированного образа жизни воспитанников, способствующе-го решению проблем сохранения природы, животного и растительного мира;
-вовлечение воспитанников в деятельность детской дошкольной организации «Эколята-дошколята»;
-расширение общего кругозора дошкольников, развитие умения делать выводы и умозаклю-чения;
-поддержка детской инициативы, творческой фантазии и смекалки;
-воспитание чувства дружбы и товарищества, желания прийти на помощь
Актуальность:
Президентом Российской Федерации среди основных направлений развития государ-ства и развития системы образования России заявлена необходимость развития экологическо-го образования, являющегося основой патриотического осознания граждан РФ, готовности к выполнению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей. Привлече-ние внимания общества к формированию экологической культуры у подрастающего поколе-ния продиктованы веянием современного времени, характеризующегося многочисленными экологическими проблемами, возникшими по причине небрежного отношения человека к окружающей его природе и земным ресурсам. Экологические катастрофы не обошли и бес-крайние просторы Ямальской земли.
Поручение президента послужили основанием разработки особой идеологии, позво-ляющей формировать культуру природолюбия у молодого поколения, а текущий 2017 год обозначен как Год экологи. Развитию экологического просвещения способствует, распоря-жение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «Об утверждении плана основ-ных мероприятий Ямало-Ненецкого автономного округа по проведению в 2017 году в РФ Года экологии» (14.07.2016 г. №584 РП).
Бесспорно, преодоление экологического неблагополучия невозможно без формирования любви к природе и экологической культуры, обеспечивающих правильную гражданскую по-зицию с самого раннего детства. В связи с чем, образовательные учреждения Пуровского района приступили к внедрению природоохранных социально-образовательных проектов, утвержденных комиссией Совета Федерации и нашедших поддержку Правительством ЯНАО. Детский сад «Белоснежка», не мог оставаться в стороне и является активным участником реа-лизации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята - дошколята». Уже не первый год в учреждении функционирует детская дошкольная экологическая организация. Экологический праздник «Лесная Фея и эколята в гостях у ребят» является ежегодным меро-приятием, на котором не только подводятся итоги деятельности организации, но и осуществ-ляется вовлечение в организацию новых дошколят.
3. Значимость мероприятия.
Данное мероприятие имеет практическую значимость, так как способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики России и ЯНАО: популяризации экологического образования у подрастающего поколения;
- обеспечивает формирование у дошкольников мотивации к природохранной деятельности;
- способствует разработке и внедрению новых инновационных форм работы с дошкольника-ми по экологическому воспитанию.
-мотивирует дошкольников к вступлению в ряды дошкольной образовательной организации «Эколята-дошколята».
- вовлекает педагогов в инновационную деятельность и саморазвитие.
-способствует удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования.
4. Описание мероприятия.
Наименование мероприятия: Экологический праздник «Лесная Фея и эколята в гостях у ре-бят»
Форма проведения: игровой досуг.
Участники: воспитанники старших и подготовительных групп;
Оборудование: музыкальный зал: ТСО; мультимедийные презентации; выставка рисунков и плакатов; дидактическая игра «Съедобное- несъедобное», экологические знаки, изобрази-тельный материал (ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ватма-ны, алгоритмическое пособие «Путь домой», пиктограммы, набор Юного энтомолога, «вол-шебная» коробочка, цветные ленточки.
Место проведения: музыкальный зал.
Методы, формы и приемы проведенного мероприятия.
В рамках проведения экологического праздника были использованы разнообразные методы и приемы для активизации знаний детей и проявления возможности применить их в практиче-ской деятельности:
-проблемные ситуации, характеризующиеся определенным уровнем трудностей, связанных с отсутствием у детей готовых способов их разрешения и необходимостью самостоятельного поиска решении;
-метод интегрированного подхода организации содержания заданий;
-игровые ситуации, поддержка эмоционально насыщенной тематики игровых заданий (сюр-призный момент, появление сказочных персонажей, применение волшебства и заклинаний и т. д.);
-наглядное моделирование (схемы, карты, пиктограммы, запрещающие знаки);
-создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности;
-просмотр презентаций;
-творческие задания.
Сценарий мероприятия: Экологический праздник
«Лесная Фея и эколята в гостях у ребят»
Всем группам детского сада были разосланы пригласительные билеты на экологический праздник «В гостях у лесной Феи».
В музыкальном зале оформлена выставка рисунков и плакатов на тему «Как прекрасна наша планета!»
Под веселую музыку воспитанники средних, старших и подготовительных групп собира-ются в музыкальном зале.
Лесная фея : Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Я добрая фея
Пришла к вам из леса,
Для зверюшек и для пташек
Я построила там дом,
Что ни снег, ни дождь не страшен.
Хорошо живется в нем.
Там встречает ранним утром
Аромат листвы и трав,
Ельника зеленый сумрак,
Солнечный простор дубрав.
Только я одна не в силах
Удержать порядок в нем
Есть друзья помощники
У меня в лесу.
Слышите шумною ватагою
Бегут сюда они!
В зал под музыку заходят сказочные герои (Елочка, Умница, Шалун и Тихоня.)
Танец «Неразлучные друзья»
Елочка: Вы узнали нас ребята?
Дети: Да! Вы эколята!
Шалун: Верно, мы эколята - сказочные герои, защитники природы!
Елочка: Я Елочка!
Шалун: А, я Шалун!
Умница: Мы пришли не просто так, а пришли с вами поиграть!
Тихоня: Ребята, какая красивая у вас выставка, плакаты и рисунки. А сколько цветов! Все разные, яркие! А я тоже очень люблю цветы! У меня возле дома есть свой цветник. Хотите его увидеть? Приходите ко мне в гости.
Лесная Фея : Тихоня, ребята не знают где ты живешь.
Тихоня: Так его легко найти! Вот карта, а вам нужно проложить маршрут: обойти болото, не встретиться с лесным зверем, не сойти с пути. Мои друзья вам помогут.
Дети за столами с помощью алгоритмического пособия «Путь домой» выкладывают маршрут. Правильность выполнения задания проверяет сам Тихоня.
Тихоня: Вот и добрались до моего дома! А вот мой цветник (показывает фотографию своего цветника). Может мы с вами свой цветник разведем! Хотите превратиться в «цветоводов»? (Ответы детей). Тогда приглашаю вас в творческую мастерскую.
Творческая мастерская «Цветочная фантазия».
Сказочные герои подходят к своим столам. Дети, выбирая себе сказочного героя, с кото-рым бы им хотелось реализовать свои фантазии, распределяются на 4 команды. Каждая ко-манда создает свою «клумбу». Все работы выставляются на мольберты.
Лесная Фея : Молодцы! А какие клумбы у вас получились красивые, все цветы на них ждут тепла и лета. А какого цвета лето?
Танец «Скажи, скажи художник, какого цвета лето?»
Умница: Ребята, а многие цветы превращаются в ягоды. А какие ягоды вы знаете? А назови-те, какие растут на севере? (ответы детей)
Умница: Да, много ягод вы знаете. Какие молодцы! У меня есть много картинок с ягодами и грибами, я их специально принесла, чтобы вам показать, какие можно, а какие нельзя есть. (Открывает коробочки)
Лесная Фея : Умница, а может дети сами знают какие ягоды и грибы можно есть, а какие нельзя?
Умница: Тогда поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»? (Ответы детей) Я рассыплю картинки на столах, и каждая команда попробует разложить их по корзинкам.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Шалун: А, я тоже хочу с вами поиграть! А вы все правила поведения в природе знаете?
(ответы детей)
Сейчас мы поиграем,
И, конечно же, узнаем,
Кто тут самый умный,
Лучший и умелый.
Становитесь в две команды.
И начнём сейчас играть.
Магнитная доска разделена на две части. Видите, на одной стороне зеленый кружочек. Под ним надо прикрепить знаки, обозначающие как надо себя вести на природе. А под красным - запрещающие знаки. Ну что, готовы?
Шалун проводит игру-эстафету: «Самые лучшие знатоки правил»
Под музыку входит мальчик Гена.
Гена: Привет, ребята. Я Гена, к вам в гости пришел и не с пустыми руками. Ведь скоро лето и к нему надо подготовиться. Вот смотрите, что у меня в карманах. Вот рогатка. Из нее так хо-рошо по гнездам стрелять. А вот спички, они мне пригодятся, особенно когда в лес пойду. А еще вот баночка и сачок. Я бабочек и жуков поймаю и в нее посажу.
Лесная фея. Что ты, что ты! Ты, о чем говоришь?
Гена: Ну и что. Разорю я гнездо, построят птицы другое…
Лесная Фея : Ребята, а что может случиться, если Гена разорит гнездо? (ответы детей)
Гена: Ну а костер я ведь могу разжечь в лесу? Ну и что из этого?
(ответы детей)
Гена: И что, даже бабочек и жуков нельзя ловить?
(ответы детей)
Лесная Фея : Вот, видишь, плохие советы ты детям даешь.
Гена: А, что есть, хорошие советы?
Лесная Фея. А ты послушай детей.
Дети читают стихи, показывают экологические знаки и отдают мальчику.
1. Не разоряйте птичьи гнёзда!
Дети запомнить должны.
И, понять:
Гнезда у птичек,
Нельзя разорять!
Если в траве,
Увидали яйцо,
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда,
И не тревожьте:
Ни птиц, ни гнезда.
2. Муравьи — лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны,
Для лесов твоей родной страны!
3. В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки, и жуки…
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой…
4. Цветы украшают луга и леса,
Но это не только природы краса –
В них пчелы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять,
Завянут букеты,
Погибнут цветы,
И больше не будет такой красоты!
Гена: Значит, это все мне не пригодится? И куда мне все теперь девать?
Елочка. Я тебе помогу. У меня есть волшебная коробочка. Положи все в нее.
Мальчик все складывает в коробочку.
5Елочка: А, теперь мы все вместе проговорим заклинание. Повторяйте за мной.
Край неба алеет,
Трава на лугу зеленеет,
Предметы эти вращаются,
В полезные вещи превращаются.
Вытаскивает из коробочки «набор Юного энтомолога», зеленый галстук и пилотка.
Гена: Что это такое?
Елочка: Этот набор «Юного энтомолога» поможет тебе увидеть всю красоту живой природы. А зеленый галстук и пилотка — это символы эколят - дошколят!
Гена: А кто такие эколята -дошколята?
Лесная Фея : Ты спроси у детей.
(Ответы детей)
Елочка: Ты хочешь вступить в ряды эколят – дошколят и стать юным защитником природы?
Гена: Конечно, хочу!
Елочка: А, может кто-то еще хочет?
Дети старшей и средней группы тоже соглашаются с героем вступить в ряды эколят-дошколят.
Умница: А, чтобы вступить в наши ряды, надо произнести клятву.
Елочка: Прошу выйти тех, кто хотел бы вступить в ряды нашей дошкольной организации юных защитников природы «Эколята-дошколята». (Дети выходят)
Лесная Фея : Для поступления в ряды Эколят, необходимо произнести торжественную клят-ву. Клятва - это торжественное обещание.
-Внимание! Приготовиться к торжественному произнесению клятвы эколят. Будущих эколят – юных защитников природы, прошу выйти!
(воспитанники повторяют слова клятвы за Феей и Эколятами).
Лесная Фея : Право повязать галстук-символ эколят, поручается выпускникам детского сада и сказочным героям Эколятам.
(Звучит торжественная музыка-гимн «Эколят-дошколят. Выпускники повязывают галсту-ки детям старших групп.)
Лесная Фея : Я сегодня еще хочу поблагодарить активных защитников природы и вручить им вот такие медали. Это дети, которые покидают стены этого замечательного детского сада и уходят в школу.
Вручение медалей выпускникам детского сада.
Ребенок подготовительной группы: А, мы приготовили для вас сюрприз: мы споем песню о красоте нашей родины!
Песня «Моя Россия»
Лесная Фея : Спасибо ребята! Нам было очень интересно и весело с вами!
Мы все хотим, чтоб в мире было много света,
Мы все хотим, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Мы все хотим, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Я уверена, что вы продолжите охранять, защищать и беречь красоту нашей природы! Ну а нам пора идти! До новых встреч!
Все сказочные герои: Подождите, подождите! А у нас тоже есть сюрприз для вас, дети! Мы его спрятали у вас в саду. Вот карта – схема вашего детского сада, если вы будете идти строго по проложенному маршруту, вы найдете, то, что мы спрятали - это сюрприз. Удачи вам, ребя-та! Мы еще не раз придем к вам в гости!
Герои отдают детям карту и уходят вместе с Феей. Ребята идут на поиски сюрприза со-гласно маршруту и находят угощение от сказочных героев.
5. Основные результаты от проведения мероприятия для развития экологической куль-туры.
Воспитанники:
- получили положительный эмоциональный настрой и удовлетворенность от совместной природоохранной деятельности;
-расширили знания основ экологической культуры, способствующих формированию любви к природе, желанию участвовать в природоохранной и экологической деятельности дошколь-ной организации «Эколята-дошколята»;
-использовали возможность реализовать свои способности в доступных для каждого видах деятельности.
Педагоги ДОУ:
- получили удовлетворенность результатами педагогической деятельности в развитии эколо-гической культуры у дошкольников;
-повысили профессиональный уровень;
-выразили желание к организации целенаправленной и систематической работы по воспита-нию у детей экологической культуры.
Родители:
- выразили удовлетворенность качеством предоставления воспитательно-образовательных услуг;
-приняли участие в совместной образовательной деятельности по экологическому воспита-нию;
-получили мотивацию к соблюдению правил и норм природоохранной деятельности и к де-монстрации личного примера своим детям с целью их экологического воспитания;
Учреждение:
- внедрены и апробированы новые формы организации детского праздника : «Творческая мастерская», использование алгоритмического пособия «Путь домой»;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения: наглядный материал к дидактическим играм «Съедобное - несъедобное», «Хорошо -плохо», костюмы, пополнился альбом «Безопасность» рисунками детей на тему «Правила поведения в лесу»;
- обозначены новые направления работы в рамках реализации природоохранных мероприя-тий.
Регион и страна в целом получили:
-действующую организацию по популяризации мероприятий, направленных на предупре-ждение нарушений природоохранного законодательства и возникновение экологических проблем.
-привлечение общественности к экологическим проблемам района;
-развитие системы дополнительного образования в Пуровском районе и ЯНАО в частности.
6. Вывод о проведенном мероприятии:
Экологический праздник «Лесная Фея и эколята в гостях у ребят» в виде игры дал возмож-ность детям не только поиграть, но и показать в процессе всего мероприятия свои экологиче-ские знания, а также умения работать в команде, выявлять и ставить проблему, находить спо-собы ее решения. Дети получили эмоциональный подъем, проявили позитивные качества ха-рактера такие как: смекалка, наблюдательность, находчивость, взаимопомощь, силу воли, це-леустремленность и сообразительность. Договариваясь друг с другом, распределяя обязанно-сти, дошколята действовали вместе, переживали друг за друга, помогали. Все это способству-ет сплочению детского коллектива. Воспитанники, делая выводы, принимая решения еще раз убедились в том, что природу мало только любить, ее надо еще и беречь, охранять и защи-щать, чтобы предотвратить в дальнейшем возникновения экологических проблем. Педагоги в ходе проведенного мероприятия расширили свой педагогический опыт по применению в об-разовательном процессе игровых технологий. Игровая технология, как эффективный способ взаимодействия педагога с воспитанниками, их родителями, помогла активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, самостоятельно вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, стремление к её достижению, к получению результата.
Игровая деятельность, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как лично-сти творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
7. Заключение:
Проведение и анализ данного мероприятия в рамках работы природоохранного эколо-гического проекта «Эколята-дошколята» активизировал работу ДОУ в данном направлении, обогатил социально-личностный опыт дошкольников, сплотил и замотивировал детей и ро-дителей на соблюдение экологической культуры, но самое главное - способствовал определе-нию новых направлений деятельности, созданной в учреждении детской дошкольной органи-зации «Эколята-дошколята» на решения новых задач, таких как: разработка преемственных связей в области экологического воспитания и образования с социальными институтами по-селка, а также организация связей с Администрацией п. Пурпе и газо-перерабатывающими организациями, расположенных в п. Пурпе, что позволит формирование экологической культуры у всех жителей поселка.
От качественной работы педагогов по экологическому образованию дошкольников за-висит будущее нашей страны и ЯНАО в частности. Убеждены, что основная цель работы учреждения в данном направлении состоит не только в формировании у детей первичных представлений об окружающем мире и любви к родной природе, но и в содействии превра-щению маленьких «Эколят-дошколят» во взрослых, обладающих новым экологическим мыш-лением, осознающих последствия своих действий по отношению к окружающей среде, уме-ющих жить в гармонии с природой.