Анна Таушканова
Экологический практико-ориентированный проект «Да здравствует, природа!»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
«Да здравствует природа!»
I. Актуальность проекта. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем.
Публикация «Экологический практико-ориентированный проект „Да здравствует, природа!“» размещена в разделах
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование дошкольников. Одна из главных задач – воспитать у детей бережное отношение к природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений, насекомых, животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Кроме этого, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков)
Паспорт проекта «Да здравствует природа!»
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский, долгосрочный, групповой, индивидуальный совместно с родителями)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Вид деятельности: совместная деятельность педагогов с детьми, самостоятельная деятельность, совместная деятельность педагогов и родителей с детьми.
Проблема: не секрет, что лучший друг для современных детей - э то телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Взрослые и дети стали меньше общаться с природой, любить и беречь её.
Цель проекта:
Воспитание у детей основ экологического сознания, осознанного отношения к природе;
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речи, памяти и т. д., логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность;
2. Формировать представления о системном строении природы, о понятии «живое» как основа экологического образования, единства живой и неживой природы, приспособление растений и животных к среде обитания и сезону.
3. Воспитывать у детей осознанное бережное отношение к природе, желание беречь и ухаживать за растениями и животными, воспитание доброго и чуткого отношения к ним.
Методы проекта:
- Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе, слушание музыки);
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- Практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд на природе).
- Метод игрового проблемного обучения (проигрывание с детьми игровых проблемных ситуаций)
- Метод наглядного моделирования
Формы организации проекта:познавательно-исследовательские занятия; экологические экскурсии, наблюдения; опыты и эксперименты; чтение художественной литературы экологического содержания; использование фольклора; проблемные вопросы; экологические игры; подвижные игры; трудовая деятельность; экологические беседы; викторины; слушание записи голосов природы и классической музыки (СД-диск)
Ресурсное обеспечение проекта:уголок природы в группе, растения, цветники и огород на участке детского сада; методический инструментарий; материально-техническое (компьютер, СД-диск, фотоаппарат, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)
Наглядный материал:
а)демонстрационные картинки и динамические модели;
б) коллажи, мнемотаблицы, пиктограммы, наглядные модели;
в) альбомы «Добро пожаловать в экологию»;
г) настольно-печатные игры;
д) дидактические игры по экологии;
е) библиотечка юного эколога;
Оснащение природным и бросовым материалом.
Сроки реализации проекта: 3 -7лет
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня экологической грамотности воспитанников, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе. Сформировались навыки культурного поведения в природе и желание беречь её.
Развитие познавательной и творческой активности детей
Развитие самостоятельного поиска решений проблем. Овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Этапы реализации проекта «Да здравствует природа!»
1этап – подготовительный
Постановка цели и задач, определение направлений;
Поисковая работа по подбору иллюстративного и художественного материала по теме.
Изготовление и подбор дидактических игр;
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
Оформление проекта.
Выявление первоначальных знаний детей о природе;
Информация родителей о предстоящей деятельности;
II этап – основной (практический)
Реализация проекта, согласно плану работы, постоянная рефлексия, коррекция
В работе с детьми использовались разнообразные методы приемы: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры – путешествия, эксперименты, экологические задачи.
III этап – заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Сбор и обработка материалов, подготовка презентации
Презентация проекта
IV этап - аналитический.
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Практический выход:
осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
совершенствование экологической среды группы;
вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
оформление картотек наблюдений, игр, стихов, загадок, песен;
презентация проекта.