Ольга Николаевна Гребенщикова
Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли «В воде родится, а воды боится»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
• Дети
• Родители
• Воспитатель.
Тип проекта :
• По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий.
• По содержанию: познавательно - информационный
• По числу участников проекта : групповой (10- 14 человек, все желающие).
• По времени проведения: краткосрочный (1 месяц).
• По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Публикация «Экологический исследовательско-творческий проект по изучению свойств соли „В воде родится, а воды боится“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
• По профилю знаний: многопредметный.
• По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы :
Руководитель проекта – воспитатель.
Участники - дети и родители
Цель проекта :
• Показать, что соль - не только продукт, необходимый для жизни, но
и интересный материал для творчества и проведения опытов.
Задачи проекта :
• Расширять знания детей о соли.
• Определить свойства соли посредством экспериментирования.
• Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение
делать выводы.
• Узнать, что соль бывает разная, где ее добывают.
• Узнать, зачем нужна соль и можно ли обойтись без нее.
• Формировать у детей исследовательские навыки.
• Развивать познавательный интерес к исследовательской
деятельности, желание познать новое.
• Развивать познавательные способности детей: умение
самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
• Развивать умение участвовать в опытно - экспериментальной
деятельности.
Основные принципы реализации:
• Принцип развивающего обучения, основанный на детской
активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
• Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой
проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
• Принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка
целостное представление о мире;
• Принцип рационального сочетания разных видов детской
деятельности;
• Принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
• Принцип прочности - закрепляет усвоение знаний.
Актуальность проблемы:
Дошкольное детство не только начальный этап становления человеческой личности, в период которого закладываются основы личностной культуры, но и очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы: «Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Или готовят? Почему море соленое?»
Интересно… Почему соль? Чем смогла заинтересовать детей обычная соль? Что в ней необычного? Почему не сахар или другой продукт?
А все очень просто. Все началось с просмотра и обсуждения мультфильма «Золотое перышко», где избалованная принцесса подсыпает в кушанья бедной старушки соль и перец, но старушка оказывается волшебницей, которая решает проучить негодницу и наслать на нее проклятие. А когда принцесса, превратившись в легкое перышко унеслась в волшебный замок, ей старушка давала еду без соли, и еда была для принцессы невкусной… Так почему же несоленая еда – невкусна? Нужна ли вообще соль человеку и окружающей природе? Вредна или полезна соль? Вот такие вопросы и возникли у детей!
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. И одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это метод проектирования. И главное достоинство метода проектирования (это проявилось и в реализации детьми проекта «В воде родится, а воды боится» о соли) заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
- принять и освоить цель, актуальную для них;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- решать творческие споры, достигать договоренности;
- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
- обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.
Интересна и увлекательна практика «В воде родится, а воды боится» (о соли) в детском саду.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители : закрепляют полученные детьми знания на практике.
Продукт проектной деятельности : изготовление картотеки «Опыты с солью» для детского сада, коллекция творческих работ с применением соли : рисование солью различными способами, лепка из солёного теста.
Обеспечение проектной деятельности
Материально – техническое обеспечение:
- Переносная мини-лаборатория для исследовательской работы (лупы,
трубочки, тарелочки, лед, пипетки и т. д.)
- Яйцо, чайная заварка, ниточка шерстяная, вода.
- Набор разной соли.
- Ёмкости для проведения опытов
- Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)
- Набор открыток, иллюстраций, фотографий, презентаций.
- Бумага для рисования.
Форма проведения: НОД, самостоятельная деятельность (сюжетно – ролевые игры, совместная опытно - исследовательская деятельность.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта, создание презентаций.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
1. Беседа: «Что такое соль?» Просмотр презентации «Какая бывает
соль».
2. Опытно - экспериментальная деятельность на тему «Ах, какая соль!».
Изучение свойств и качеств соли.
3. Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали». Презентация
«Добыча соли или солевые залежи». Демонстрация фото слайдов мест добычи соли.
4. Опытно – экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов
соли»
5. Чтение словацкой сказки для детей «Соль дороже золота» Беседа о
значении соли в жизни человека.
6. Просмотр презентации «Соль и человек» Беседа об использовании
соли в медицине. Организация Сюжетно – ролевой игры «Больница».
7. Опытно – экспериментальная деятельность «Окрашивание соли».
8. Художественно – эстетическое развитие. Рисование по замыслу
цветной солью.
9. Просмотр презентации «Нужна ли соль животным?», «Соль и
растения». Пополнить словарь новым словом «Солончаки».
10. Опытно - экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост
растений» Подвести детей к пониманию неблагоприятного влияния соли на рост растений в природе.
11. Художественно – эстетическое развитие. Лепка из соленого теста.
12. Игра – путешествие «Найдем ли соль мы в нашем крае?» Знакомство с
пословицами, загадками и поговорками, в которых говорится о соли.
13. Художественно – эстетическое развитие. Декорирование баночки
разноцветной солью.
Заключительный этап
1. Изготовление и пополнение картотеки «Опыты с солью».
2. Создание презентации фотоотчета проекта.
3. Создание паспорта проекта «В воде родится, а воды боится».
Отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался в течение 1 месяца, за истекший срок организовали: (список выполненных мероприятий).
В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам:
- Соль — единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль. Соль полезна, но в большом количестве – вредна.
- Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
- Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
- Соль добывают в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Каждый раз они превращались в маленьких исследователей : научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Отчет заключительного этапа проекта.
Оформление материала в уголке экспериментов (картотека «Опыты с солью»). Составление паспорта проекта.
Оформление выставки детских работ с использованием соли.
Заключение:
Результатом работы над проектом стало повышение качественного уровня познавательного развития детей.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез» и результаты ее значимы для детей и взрослых. У ребят наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательность отношения не только к миру но и друг к другу, ведь в сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.