Оксана Почтарь
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников
[/b]
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к природе и всему живому.
Публикация «Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как сказал русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Любовь к природе, как впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства».
Актуальность.
Тема акции «птицы - наши друзья» выбрана неслучайно. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближнего окружения, но именно птицы окружают нас круглый год, принося пользу и радость. Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, правильно вести себя при встрече с птицами, не обижать, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Расширение знаний о жизни птиц должно вызвать у детей желание узнать больше о птицах.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Формы взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, проекты и различные акции.
Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её заботиться о ней.
Дети старшей и подготовительной группы с удовольствием приняли участие в акции «Птицы — наши друзья».
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
-в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск. Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада.
- акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Планирование акции начинается задолго до её начала, ведь прежде чем накормить, необходимо знать какие птицы зимуют, особенности их поведения, чем питаются птицы, а также заготовить корм заранее.
Цель.
Формирование у детей элементов экологической культуры на материале темы акции «Птицы — наши друзья», экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы — птицам. Воспитание любви и заботливого отношения к пернатым.
Задачи.
Закрепить и расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах; о роли человека в жизни птиц; пополнить развивающую среду по данной теме; развивать исследовательские и творческие способности; воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям; приучать заботиться о птицах ближайшего окружения; привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
Основные формы акции
Экологические занятия, экологические игры, театрализованная деятельность, Викторины, экологические выставки, презентации, экологические праздники, например «Синичкин день», выставка рисунков, аппликаций, уроки доброты.
Взаимодействие с родителями
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из задач – привлечь родителей к совместной работе.
Родители приняли участие в изготовлении кормушек.
Прошла выставка совместных работ «Птицы – они такие разные». Родители оказание помощь в пополнении атрибутов для игр, в подборе литературы, наглядных пособий по теме. Оформлен альбом о птицах. Родителям даны консультации, рекомендации, памятки.
Условия для реализации акции
• Заинтересованность детей и родителей
• Предметная среда
• Наличие методических разработок.
Этапы реализации акции
Акция включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап:
-Был составлен текст объявления о начале акции с указанием темы, цели, периода, состава участников, условий;
- Готовилось оборудование и материал, план мероприятий.
2. Познавательно — исследовательский этап (организационный):
- организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение художественной литературы;
- решение логических, проблемных задач.
3. Этап практической деятельности:
- изготовление плаката в защиту объектов акции «Птицы — наши друзья»;
- выработка правил, упражнение в трудовых действиях;
- инсценировка произведения М. Горького «Воробьишко», чтение рассказа Константина Паустовского «Растрепанный воробей», «Кто чем поет?», «Синичкин календарь», спортивный досуг цель которого формирование у детей предпосылок экологического сознания в процессе физического воспитания.
- выставка рисунков, стенгазет, коллективных аппликаций.
4.Аналитический — подведение итогов
Проведена викторина «Знатоки птиц», показаны видео презентации «Звуки в лесу», «Лесные птицы», «Птицы в стихах».
Изготовлены руками детей книжки-самоделки, проведена выставка кормушек, выставка «Птицы — они такие разные».
Для реализации акции был подобран следующий материл: альбом про птиц, энциклопедия, журналы, демонстрационный материал, альбомы для раскрашивания.
В книжном уголке разместились книги для детей Максима Горького, Всеволода Гаршина, Сергея Алексеева, Бориса Михайлова.
В библиотеку юного натуралиста входит подборка книг и журналов о птицах. Книги помогают расширить знания и кругозор детей.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка, расширяются представления о многообразии мира птиц.
Лэпбук.
Это дидактическое пособие помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В такой папке находится необходимый материл, в том числе и иллюстрированный для изучения и закрепления по данной теме.
Исследовательская деятельность
В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Для этого в группе создан центр «Почемучек». Там находится необходимое оборудование для проведения опытов.
Выставка птиц в уголке природы.
Вместе с детьми мы решили организовать выставку творческих работ. Ребята и их родители проявили изобретательность к заданной задаче.
В детском саду проводятся различные мероприятия познавательного характера.
С детьми дошкольного возраста рассматриваем картинки с птицами, разучиваем стихи о птицах. В образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки. Развлечения не проходят без пословиц, загадок и подвижных игр.
К празднику «Синичкин день» дети помогли оформить стенгазету, лепили из пластилина птичек, конструировали их из геометрических фигур, сделали коллективную аппликацию.
В ходе акции родители детского сада приняли участие в изготовлении кормушек. Проявили творчество, фантазию, использовали нетрадиционные материалы
Была открыта птичья столовая. Каждый день дети добавляли в кормушки корм, наблюдали за птицами. Дети узнали, какой корм больше любят синицы. Они частые гости на нашем участке.
Прекрасный вариант – создать книжку-малышку вместе с ребенком.
Старшие дети ходили в гости к малышам прочитали стихи, загадки, поиграли с ними в игру «Воробушки и автомобиль», подарили свои книжечки с птичками. В конце ребята напомнили малышам, что нужно заботиться о птицах, подкармливать их, развешивать кормушки возле своих домов.
В ходе проведения акции дети много узнали о птицах. Но самое главное, что поняли дети, что в наших силах помогать птицам, заботиться о них.
Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
У детей возник познавательный интерес к миру природы, воспитанию бережного отношению к птицам, формированию навыков природоохранной деятельности.
Таким образом, данная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, всестороннего личностного развития.