Елена Сергеенко
Сценарий экологической викторины «Знатоки природы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина «Знатоки природы» для детей 5–6 лет
Воспитатель Сергеенко Е. Е.
Цель: формировать экологическую культуру детей, совершенствовать нравственно-ценностное отношение старших дошкольников к природе.
Публикация «Сценарий экологической викторины „Знатоки природы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Развивать любознательность и самостоятельность, навыки общения, связную речь, умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться. Закреплять представление о лесе и его обитателях. Воспитывать любовь к природе и желание её беречь.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, вы любите играть?
- Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра- викторина.
Слышали про такую игру? (слушаю ответы детей)
- Называется она «Знатоки природы».
- Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки? (ответы детей)
- Да, знатоки – это умные, знающие люди, умеющие думать, сообразительные и смекалистые. Настоящие эрудиты. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды. Сейчас вы возьмите по одному ромбику и займите места согласно цвету.
(Дети берут ромбики одного из 2 цветов, занимают свои места согласно цвету).
- У нас образовалась команда «Знайки» и команда «Умники».
Каждая команда должна выбрать себе капитана.
(Команды совещаются и называют имена капитанов).
- Теперь я познакомлю вас с правилами игры. У меня на столе лежат карточки. На них написаны или нарисованы вопросы.
- Две команды будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько испытаний. За каждый правильный ответ команда получает значок. Та команда, которая к завершению викторины наберет наибольшее количество значков, является победителем.
Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Вы должны четко запомнить, что победа ваших команд зависит от того, как дружно вы умеете работать, договариваться, отвечать полным и понятным ответом. Капитаны должны внимательно выслушать всех членов команды и суметь правильно выбрать нужный ответ.
Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. На вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял руку. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Итак, начинаем!
Земля - наш общий дом. Сколько удивительных животных, птиц, насекомых, растений обитает на нашей планете! Как разнообразна природа! Земля дает нам жизнь: воздух, воду, пищу. И всё это нам надо беречь и охранять. Вот об этом и будет наша викторина.
Задание 1. Блиц опрос. Отвечают команды по очереди.
"Зеленые обитатели леса-деревья"
-Как называется плод дуба (желудь)
-На каком дереве растут шишки (сосна, ель)
-У какого дерева вместо листьев иголки (сосна, ель)
-У какого дерева белый ствол с черными пятнышками (береза)
-У какого дерева есть сережки (береза)
- Какие деревья зимой остаются зелёные?
- Цветы с какого дерева заваривают в чай? (липа)
"Наши пернатые друзья"
-Кого мы называем пернатыми (птиц)
-Каких птиц вы знаете в наших краях? (ворона, воробей, дятел, сорока).
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда (кукушка)
-Какая птица целый день стучит по дереву (дятел)
-Какая птица охотится ночью (сова)
-У какой птицы очень длинная шея и ноги (журавль)
-У какой птицы розовая грудка? (снегирь)
Задание 2. «Разрезные картинки»
Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.
Физкультминутка. А сейчас я приглашаю вас пойти в лес
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Задание 3. «Правила поведения в лесу»
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.
Вот об этих правилах вы сейчас расскажите. Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных» и т. д.
«Если я приду в лесок…»
Воспитатель: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет». К какой команде подойду, те и отвечают.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы всё правильно ответили.
Задание 4. Игра "Что произойдет?" игра капитанов.
Воспитатель: в природе все взаимосвязано, если исчезает или неожиданно погибает хотя бы один элемент природы (лес, речка, животные и т. д., могут произойти необратимые процессы или даже случится катастрофа.
На столе лежат картинки (лес, речка). Капитаны команд выбирают себе картинку, и рассказывают, что может случиться, если он (она) исчезнет.
Задание 5. Игра - эстафета: "Собери грибы".
На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.
Задание 6. Игра «Расчистим родник».
Воспитатель: Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Итак, начали!
Молодцы, вы спасли сегодня родник с чистой водой!
Задание 7. Следующее задание вам предстоит отыскать самим. Найти среди собранных листьев 1 команда - дубовый листок, 2 команда – кленовый лист. На них и будут написаны задания.
Дети находят нужные листья, читаю загадки.
Загадки для 1 команды
1. От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)
2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
3. По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)
4. Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар)
Загадки для 2 команды
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
4. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Задание 8. Конкурс «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.
— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине. Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
Дети читают стихи
1. Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2. Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.
3. Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
4. Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы посмотрим фильм о красоте природы нашей Земли.