Зинаида Протасова
Опыт работы «Экологическая тропинка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно ещё до поступления ребёнка в детский сад. Задача воспитателя с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Публикация «Опыт работы „Экологическая тропинка в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, необходимости бережного отношения к ней побудило коллектив создать экологическую тропу на территории детского сада. Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природе, проходящий через различные природные объекты и использующийся в целях экологического образования детей.
На начальном этапе появления экологической среды воспитателями была проведена большая предварительная работа. Мы тщательно изучали литературные источники, советовались с родителями воспитанников. Для создания экологической тропы педагоги под руководством старшего воспитателя Мещеряковой Л. Б. детально обследовали территорию детского сада, выделив наиболее интересные объекты, составили картосхему, разработали правила поведения на тропинке и т. д. Не менее важным действием по созданию экологической тропинки был выбор хозяина тропы. Были привлечены даже дети старших групп, которые решили «назначить» хозяйкой тропы Мудрую Сову.
Сколько сил и энергии приложил каждый член нашего коллектива в создание экологической тропы! Были привлечены также родители воспитанников, которые охотно отзывались на каждую просьбу педагогов. Они принесли цветочную рассаду, бросовый материал, одежду для сказочных героев. С их участием был создан «Птичий городок». Какую богатую фантазию проявили родители при изготовлении скворечников, кормушек! Благодаря ответственности и старанию коллектива детского сада и родителей на экологической тропинке были созданы «Дорожка здоровья», «Поляна сказок», «Пасека», «Огород», «Сельский дворик», «Террариум», «Искусственный водоём», «Зелёная аптека» и др.
Воспитатели всех групп провели своих воспитанников по необычной тропе, рассказали о том, что такое «экологическая тропа». Ребята узнали много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых. Педагоги познакомили детей с хозяйкой тропы – Мудрой Совой, которая приготовила для детей разные задания. Ребята порадовали хозяйку тропы правильными ответами. Например, на вопрос, что такое Природа, дети старшей и подготовительной групп ответили: «Природа – это наш дом. Природа – это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты…». Ребята рассказали мудрой Сове о правилах поведения на экологической тропе : «Запрещено срывать растения, даже неохраняемые». «С тропы нельзя уносить коряги, камни, можно только – знания, фотоснимки». «Не оставлять после себя мусор» и др.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Мы с детьми изучаем мир природы в процессе проектно-исследовательской деятельности и предоставляем им такую возможность приобщения к исследовательской работе на экологической тропинке, как ведущему способу познания окружающего мира.
Создав экологическую тропу, систематически и творчески организуя на ней детскую деятельность при активном участии родителей, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать представления своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.