Елена Сенотова
Экологическая тропа в детском саду как фактор непрерывного экологического образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Публикация «Экологическая тропа в детском саду как фактор непрерывного экологического образования детей» размещена в разделах
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель: создание условий для непрерывного экологического образования детей, развитие экологической культуры личности и общества через формирование практического опыта природопользования.
Задачи: Образовательная:
– расширение знаний об объектах и процессах окружающей нас природы (важно не просто сообщать ту или иную информацию о живой и неживой природе, но и сформировать умение детей самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению).
Воспитательная :
– способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая:
– развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательное, развивающее
Организуя работу на экологической тропе, нами разработан специальный «Паспорт экологической тропы». В паспорте даются описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, например, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Остановка №1 «Цветник».
Цель: ознакомление детей с цветами, растущими на клумбе.
Наблюдение за цветами.
Проведение дидактической игры «Магазин семян».
Цель: Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту; описывать предметы и находить их по описанию.
2. Прорастание рассады цветов. Что нужно для их роста? Вывод: для лучшего роста рассады необходим уход: рыхление, полив.
3. Появление листочков.
4. Цветение.
Остановка №2. «Рябина».
Цель: совершенствование умений детей узнавать деревья по листьям и стволу.
в силки ягодами рябины.
Остановка №3. «Птицы – наши друзья».
Цель: Расширение знаний детей о птицах, которые прилетают на участок детского сада.
Остановка №4. «Берёзка».
Цель: закрепление знаний о белоствольной березе.
Остановка №5. «Природа — наш целитель».
Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями.
Итак, экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Литература:
1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2003.
3. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М. : Линка-Пресс, 2000.
4. Рыжова Н. А. Кто обедал на рябине? Игра и дети № 1, 2003. Здравствуй, дерево!
5. Рыжова Н. А. Почва - живая земля. М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
6. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М. : Карапуз-Дидактика, 2005.
7. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000.
8. Рыжова Н. А. Кто какого цвета? Дошкольное воспитание № 7, 2000.
9. Рыжова Н. А. Для чего бабочке кружочки? Обруч № 5, 2000.