Юлия Лаврухина
Экологическая сказка «Сова» по сказке В. Бианки
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая сказка по сказке В. Бианки
Цель: формирование элементарных экологический представления о природе посредством литературных произведений.
Задачи:
- формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, умение выстраивать цепочку взаимосвязей;
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, активизировать память и внимание детей развивать логическое мышление;
- развивать связную речь;
Публикация «Экологическая сказка „Сова“ по сказке В, Бианки» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Сова, совушка, совенок, совята
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Сова», Бианки В.В.
- Темочки
-формировать интерес к художественной литературе, соотносить художественный образ и средства выразительности (речь, жесты, мимика);
- воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Содержание (стихотворение читают дети)
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны. (Б. Заходер)
- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, как связаны между собой:
Корова – трава
Мыши – шмели
Цветы – шмели
Сова – мыши….
Сова – корова… (ответы детей)
Много вопросов мы себе задали сегодня. А поможем нам ответить на эти вопросы сказка, которая называется «Сова». Проходите на стульчики. А вот и главный герой нашей сказки – старик (ребёнок проходит к ширме – домику, надевает шапку)
Хотя… я не буду называть вам всех героев, вы сейчас назовёте их сами, а для этого нужно отгадать загадки:
Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…. (Сове) (ребёнок загадывает загадку, надевает маску)
Маленький рост,
Длинный хвост,
серая шубка,
острые зубки (мышь)
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт? (корова)
От цветка на цветок
Я, жужжа, перелетаю,
Собираю с них пыльцу
И несу её к крыльцу.
Быстро в норку заползаю
И на время затихаю.
Не пчела, как карамель
полосатый, толстый… (шмель)
Воспитатель: всех персонажей отгадали. Герои готовы. Наша сказка начинается.
В: Жил да был старик. Был у него луг с сочной зеленой травой. Клевер на лугу наливался, шмели над лугом летали, пыльцу с цветка на цветок переносили.
танец шмелей
В. На том лугу паслась у старика корова. Клевер да траву разную жевала. Была корова с клевера здорова, молока у коровы было много.
Корова идет по лугу, срывает цветы.
- Угощайся, старик! Молоко свежее, вкусное и полезное! (отдаёт кувшин молока).
- Спасибо тебе, корова!
Старик забирает у коровы кувшин, идет пить чай с молоком.
В. Сидит старик, чай пьет. Не пустой пьет- молоком белит. Летит мимо сова.
Сова : Ух-ух-ух! Здорово, друг!
Старик: Ты, сова, отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца прячешься, людей сторонишься- какой я тебе друг!
В. Рассердилась Сова.
Сова : Ах так! Ладно же, старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить. Сам лови!
Старик: Вот чем пугать вздумала! Улетай, пока цела.
В. Улетела сова, забралась на дерево, никуда не летит. Ночь пришла, на стариковом лугу мыши свистят- перекликаются: (танец мышей)
Мышь 1: Погляди- ка, кума, не летит ли сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь 2: Не видать совы, не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши уходят, песенка мышей «Мыши по полю идут, мыши песенку поют: «ту, ту, ту, ту, ту, ту, не боимся мы сову…»
Сова : Хо-хо-хо, старик! Гляди, как бы худа не вышло! Мыши- то, говорят, на охоту вышли!
Старик: А пускай идут. Мыши не волки, не зарежут телки.
В. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. (дети под музыку бегают по залу)
Сова : Хо- хо, старик. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели с поля разлетелись.
Старик: А пускай летят! Что от них толку? Ни меду, ни воску, волдыри только.
В. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет. А шмели шумят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.
Сова : Хо- хо-хо, старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому пыльцу с цветка на цветок разносить.
Старик: И ветер разнесет. (в затылке чешет, немного растерян)
В. По лугу ветер гуляет, пыльцу на землю осыпает (шум ветра). Не попадает пыльца с цветка на цветок- не растет клевер на лугу. Не по нраву это старику.
Сова на дереве сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить старику нечем стало.
В. Пошёл старик к сове кланяться.
Старик: Совушка, совушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
Сова : Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе- придешь ко мне кланяться! Дружно- не тяжело, а врозь- хоть брось! Думаешь, мне- то легко без твоих мышей?
В. Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Старик: Уж ты совушка- головушка, прилетай ко мне чай пить!
В. Прилетела сова к старику, сидят вместе, чай пьют. С тех пор сова для старика- лучший друг (музыка)
Поклон. Дети-герои снимают маски, садятся.
- Вот какая интересная у нас получилась сказка. Вы внимательно смотрели и слушали? Сейчас проверим.
Презентация
- Сейчас на картинках вы увидите разных птиц. Кто из них главная героиня нашей сказки?. Покажи… Проверим.
- Какие животные жили на лугу и боялись сову?. Покажи… проверим.
- Какие насекомые делали гнезда на лугу? Узнайте на картинке это насекомое, покажи….
- А вы помните, что росло на лугу? Узнайте на картинке это растение. Покажи… проверим.
- Что корова давала старику? Посмотрим…
- Ребята, очень важно знать, что природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Когда нарушается цепочка взаимосвязей – не получается результата.
что произошло, когда сова перестала летать на луг?
что стали делать мыши?
шмели нужны лугу?
кому был нужен клевер?
что произошло с коровой?
Смогла бы корова прожить без травы и клевера? Почему?
И в обратную сторону
- Почему произошло так, что корова стала давать мало молока?
(Стало мало клевера.)
- Почему стало мало клевера?
(шмели перестали летать и опылять)
- Почему стало мало шмелей?
- Потому что мыши разоряли норки шмелей, ловили их.
- Почему развелось много мышей? (Сова улетела.)
- Кто охотился на мышей?
(Некому охотиться, сова улетела.)
- Ребята, помните, в начале нашего занятия мы видели картинки сова – мыши, сова – корова, а сейчас они здесь в нашей цепочке, значит, всё-таки они связаны между собой, хотя стоят и не рядом.
-А как вы думаете, если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой? Посмотрите (в презентации слайд цепочки без одного звена)
(Цепочка порвется, разрушится.)
- Правильно! И мы с вами сегодня запомним, что все растения и животные в мире взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны.
А наше занятие закончилось, спасибо всем!