Рафикова Наталья Александровна
Экологическая сказка как метод ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В своей статье я рассматриваю экологическую сказку как метод ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Рассказываю какие проблемы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста можно решить с помощью экологических сказок. Даю оценку экологической сказке как эффективному методу ознакомления детей с природой. Экосказка- это увлекательный метод не только для детей, но и для педагогв. Для занятий вы берёте готовые сказки, можете придумать сами, а дети вам в этом помогут. Экосказка помогает решить не только познавательную сторону экологического образования, но и эмоциональную, заставляя сопереживать героям, бежать им на выручку и решать их проблемы.
Публикация «Экологическая сказка как метод ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
“. Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу…”
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание детей стало актуальным сейчас как никогда. Слушая-ли новости, читая-ли ленту новостей в интернете мы видим, что экологическая обстановка в мире стала очень сложной, всё больше последствий дают о себе знать. Становится страшно за будущие поколения, в каком мире им придётся жить. Отсюда экологическое воспитание детей выходит на первый план. Самое важное на сегодняшний день - воспитать поколение с экологическим мышлением, которое сможет вывести планету из этого гибельного состояния.
Взяв любую методическую литературу по дошкольному воспитанию, первые строки будут о том, что «задатки-зёрнышки» культуры (воспитания) нужно закладывать у детей ещё в раннем возрасте. И с этим я совершенно согласна. У маленького ребёнка формируется основа его отношения к миру, к его окружению. Что мы заложим в его маленькую головку, то, со временем, и станет основой для становления личности. Связь природы и человека всегда существовала, природа всегда готова принять нас в свои объятия, раскрыть для нас все свои секреты. Наше дело, как педагогов, помочь ребёнку не только сохранить его связь с природой, которая существует у него с рождения, но и укрепить её. Сделать их друзьями, создать между ними такие крепкие связи, что когда малыш вырастет, он поймёт, что он не может без природы, что он и природа-это одно целое. Всё, что происходит в природе, потом бумерангом ударит по нему.
В. А. Сухомлинский и К. Д. Ушинский говорят о природе как о «великой воспитательнице», которая всесторонне развивает ребёнка. Мы являемся частью природы, в нас заложено единение с природой, отсюда наш интерес ко всему живому, который мы проявляем. Но в раннем детстве это проявляется ярче. Природа для ребёнка – книга знаний, которую он читает с самого детства. Мы с вами ему должны помочь усвоить и правильно использовать эти знания: проявление сочувствия и любви к живым существам, видение всей красоты природы, умение любоваться этой красотой, понять, что природа-самоценна и неповторима, безопасное поведение в природе-это является основой взаимодействия ребёнка и природы.
Работая с детьми младшего возраста я задумалась, как правильно начать формировать экологическое сознание у малышей. Как правильно заложить этот кирпичик? Как донести до маленького ребенка информацию о взаимосвязях в природе, о взаимодействии человека с природой, сохранив при этом основные принципы экологического воспитания - достоверность, правильность фактов и принцип научности. При этом, чтобы ребёнок понял и, может быть, даже увлёкся этим. Хочется привить у детей не только любовь к природе, но положить начало чему-то гораздо большему, что останется с ними навсегда.
Я стала изучать различные методики по экологическому воспитанию детей. И тут на глаза мне попалась книга Татьяны Андреевны Шурыгиной «Зеленые сказки. Экология для малышей». Тогда я открыла для себя «экологические сказки», они стали для меня настоящей «палочкой-выручалочкой». В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, а сказка близка к игре, со сказкой его познакомила мама. Поэтому ребенок воспринимает её как что-то знакомое и родное в непривычной обстановке детского сада. Слушает её очень внимательно, стараясь вспомнить как эту сказку рассказывала мама. Экосказка воспринимается ребёнком не как занятие, а как беседа с другом, где ребёнок может проявить инициативу. Поэтому для себя я нашла очень эффективный метод ознакомления детей младшего возраста с природой – это экологические сказки. С помощью сказок были решены следующие проблемы: как заинтересовать и удержать внимание детей; как сделать так, чтобы дети начали проявлять инициативу на занятиях; как привлечь ребенка к решению экологической проблемы. Ведь сказка для ребенка - это всегда развлечение, не занятие. Сказка-это волшебный, сказочный мир, где не бывает обычных и скучных проблем. Сказка пробуждает в ребенке эмоции, будит его фантазию, заставляет задумываться, размышлять, додумывать. Со сказкой не бывает скучно! Именно сказки понятны детям и хорошо ими запоминаются.
Начав использовать на своих занятиях экологическую сказку как метод ознакомления детей с природой я поняла, что в зависимости от темы и проблемы, которую я хочу затронуть, я могу брать как готовые (авторские) сказки Шурыгиной Т. А. или Рыжовой Н. А., придумывать их сама, а также придумывать сказки вместе с детьми. С помощью сказок мы можем расширить представления детей о сезонных изменениях, о закономерностях в природе, о том, что будет плохо, если человек будет вмешивать в ход этих закономерностей, об особенностях растительного мира, о различных повадках представителей животного мира. По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».
Самое главное, при создании сказки нужно помнить о возрасте детей, для детей какого возраста мы сочиняем сказку, специфику этого возраста. В младшем возрасте сказки должны быть просты и понятны. Ребёнок должен заинтересоваться героями сказки, полюбить их, так как если ребенку нравится герой сказки он лучше воспримет и усвоит всю информацию, связанную с этим героем. В основу экосказок должна лечь познавательно-экологическая информация, герои сказок - это реальные предметы, объекты природы, которым даются человеческие способности. Очень важно как можно эмоциональнее, ярче описывать проблему (потребность) главного героя. Тогда ребенок сам захочет помочь главному герою, сопереживая всем событиям, которые с ним происходят. Ведь как интересно помогать прилетевшей синичке, капельке, маленькому зайке, а не Наталье Александровне с её скучными проблемами. Затем ребёнок переносит своё отношение к этим событиям или предметам в повседневную жизнь. Наделяя экосказку фантазийными событиями и героями, мы делаем её увлекательной и запоминающейся для ребёнка. Мир природы в сказках предстаёт перед детьми загадочным, волшебным, красочным и ребёнок начинает восхищаться миром природы в реальной жизни, перенося своё настроение от сказок в жизнь. Иногда дети так увлекаются сказкой, что сказка переходит в их самостоятельную деятельность. Они и строят различные домики для животных, и спешат кого-нибудь вылечить или даже создают целые сказочные миры, увлекая потом за собой в этот мир и своих родителей. Сказки можно использовать как самостоятельную форму работы по экологическому образованию детей, также использовать и при наблюдении, беседе, экспериментальной деятельности и на экологическом занятии.
«Мораль сей сказки такова!» Как и любая сказка учит нас чему-то, так и экологическая сказка учит нас любить природу, видеть её красоту и уметь ею восхищаться и любоваться, переживать и сочувствовать всему живому, рассказывает нам о том, что человек и природа - это одно целое. Особенно велико влияние сказки на малышей, поэтому предлагая им дружбу с миром природы, открывая для них его тайны, мы надеемся, что эта дружба не закончится. Не всегда детям удаётся своими глазами увидеть красоту подводного мира, понаблюдать за жизнью диких животных или просто попутешествовать, но это можно сделать благодаря экологической сказке и хорошо развитому воображению детей. Мы все прекрасно знаем, что дети - это прекрасные фантазёры и сочинить сказку или закончить сказку, которую предложили вы для них не составит труда, а главное они получают от этого удовольствие. Прочитать сказку, обсудить, а потом ещё и нарисовать – прекрасный способ закрепить полученную информацию. А если вы с детьми ещё и спектакль по экосказке организуете, то дети будут просто в восторге. Каждый ребёнок, наверное, мечтает стать героем сказки и если вы осуществите эту мечту, то станете самым замечательным педагогом на земле. Это только малая часть методов и приёмов работы со сказкой, которые применялись мною на практике. Даже просто выразительное чтение сказки может произвести на ребёнка неизгладимое впечатление.
Сказка сочетает в себе как знания, так и эмоциональное отношение к природе, что на мой взгляд, эффективнее, чем просто экологическое занятие. Не смотря на краткость и незамысловатость сюжета экологической сказки, ребёнок получает необходимые знания в лёгкой и доступной форме. С помощью экосказок мы даём возможность ребёнку не только познавать окружающий мир, но и помогаем ребёнку почувствовать свою значимость, причастность к благополучию в природе. Экосказка заставляет ребёнка задуматься над своими поступками, какие у него могут быть последствия, как его поступок отразится на окружающей среде. Экосказки помогают разбудить в ребёнке ответственность за сохранение природы. Очень понравились слова Натальи Александровны Рыжовой: «Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.» Очень надеюсь, что с помощью сказок я донесу до детей смысл этих слов.
Список литературы:
1. Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.-200с.
2. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки : Экология для малышей. - М. : Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
3. Рыжова Н. А. Наш дом - природа : программа воспитания и обучения по естествознанию в детском саду. М. : Карапуз-дидактика, 2014. 213 с.