Ольга Яковенко
Экологическая психология. Комплекс тренингов для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«ЖУК ВВЕРХ НОГАМИ»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Материал: изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя таким образом задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки (возможный вариант - гусеницы).
Публикация «Экологическая психология, Комплекс тренингов для старшей группы» размещена в разделах
Проведение упражнения: Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения, хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами - неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой (воспитатель берет листок и помогает воспитанникам перевернуться). Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные). Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый лист бумаги – «поляну».)
«ЛЮДИ БОЖЬИ КОРОВКИ»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Материал: эмблемы с контурным изображением божьих коровок.
Проведение упражнения: Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!» Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят «Привет, божья коровка Лариса! Привет божья коровка Саша!» Дети делятся на две команды, например: девочки и мальчики. Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки - девочки присядут на куст (ковер, траву). А божьи коровки-мальчики превратятся в людей. Божьи коровки-девочки ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнце, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползли под листочки (под покрывала, большие платки, поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки-девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается? Страшно! Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (пусть дети повторяют эти слова) И люди ушли, а жуки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики - в божьих коровок (игра повторяется со сменой ролей). Можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые черви», «Люди и воробьи».
«ПРИРОДНЫЕ» ЧЕЛОВЕЧКИ
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Материал: разнообразный природный материал:
• семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п. ;
• небольшие банки или коробки (для каждого участника);
• кусочки пластилина.
Проведение упражнения: Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала. Его части тела можно соединить при помощи пластилина. Вариант задания: использовать только один вид плодов. (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо? Как вы думаете, что ему нравится? (не нравится) в людях? Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку»
«ВОЛШЕБНЫЕ ДОШЕЧКИ»
Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал: дощечки 5*10см по 10 штук на ребенка. С одной стороны на них наклеены стебли растений разной толщины, листья, кора деревьев, семена растений, мелкие камешки, рыбная чешуя и т. д.
Проведение упражнения: Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т. д. Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Обследовать карточку с закрытыми глазами, рассказать о своих ощущениях. Придумать название карточки, представить себя на том месте, где встречался этот материал и т. д.
«ПТИЦЫ»
Цель: расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания.
Материал: иллюстрации с изображением птиц, картинки иллюстрирующие жизнь птиц в разные сезоны, перья птиц, аудио запись «Голоса птиц», фломастеры, краски, карандаши.
Проведение упражнения: предложить детям представить, что они оказались в лесу, послушать голоса птиц (аудио запись, выбрать понравившиеся звуки, распознать какая птица может их издавать. Выбрать подходящие перышки. Нарисовать птицу и дать ей свое название. Пофантазировать на тему: «если бы я был птицей»
«АРОМАТНАЯ СКАЗКА»
Цель: расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал: полотняные мешочки с разными видами трав, природным материалом, картинки с изображением поля, луга, леса.
Проведение упражнения: ребенок нюхает мешочек, пытаясь представить, где живет герой этой «Ароматной сказки». Объяснить свои ощущения и свой выбор. Выбрать иллюстрации с изображением места, где может жить главный герой, старается мысленно побывать «гостях» у героя сказки. Затем рассказывает о своих ощущениях и впечатлениях.
«ЛЕСНОЙ КАРНАВАЛ»
Цель: расширение чувственного опыта детей, стимулировать проявление эмпатии, стремление представить образ в мимике, движениях, жесте.
Проведение упражнения: объяснить детям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках, и узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок показывает животное, а другие отгадывают, объясняя, почему они так решили. Воспитатель может дать дополнительную информацию о нем, стараясь поддержать интересы детей, вызвать удивление.
«ПРИРОДНЫЙ ОРКЕСТР»
Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Материал: магнитофон, запись звуков природы.
Проведение упражнения: Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
«ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию экологической эмпатии.
Проведение упражнения: Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы. Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.
«ЗАБАВНЫЕ ТАНЦЫ»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Проведение упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
«НА УЧАСТКЕ ДОЖДЬ»
Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.
Проведение упражнения: Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать, как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т. д.) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени вы бранного объекта, передавая его настроение, эмоции.
Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, между скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.
«ЛЕСОВИЧОК»
Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.
Материал и оборудование: бумага, карандаши, краски.
Проведение упражнения: Рассказ воспитателя: Лесовичок - хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя самым счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым".
Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в ВеселогоЛесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).
«ПРОГУЛКА ПО РУЧЬЮ»
Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.
Материал: мелки.
Проведение упражнения: На полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
«ИЗ СЕМЕНИ В ДЕРЕВО»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.
Материал: лейка.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям превратиться в маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).
«НА ЛУГУ»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений - зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните глубже свежий воздух. Прислушайтесь - поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».
«ЦВЕТОК ДОБРА»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что у них в руках находится волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную доброту. Она согревает вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».
«НА КАКОЕ ДЕРЕВО Я ПОХОЖ»
Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.
Проведение упражнения: Педагог обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое дерево и отгадать, какие деревья дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».
«МУЗЫКА – ТЕРАПИЯ ТАНЕЦ ПЯТИ ДВИЖЕНИЙ»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.
Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.
Проведение упражнения: Педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.
Темы:
• «Течение воды» — плавная музыка;
• «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;
• «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;
• «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;
• «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).
«ИВУШКА» (рябинушка, елочка, березка и т. п.)
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».
«ЗООПАРК»
Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материал: стулья - «клетки».
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.
«МЕДВЕЖАТА»
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)
«СПАСИ ПТЕНЦА»
Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».
«ВОРОНА»
Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.
Проведение упражнения: Педагог предлагает детям представить, что они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказывает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т. п.).