Наталья Титова
Экологическая музыкально-дидактическая игра по мотивам сказки Виталия Бианки «Синичкин календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая музыкально-дидактическая игра
по мотивам сказки Виталия Бианки
«Синичкин календарь
Задачи:
1. Развивать звуковысотный и ритмический слух детей.
2. Учить передавать голосом, игрой на музыкальных инструментах, графическим изображением различные ритмические группировки.
3. Развивать творческие способности детей, умение передавать голосом различные интонации.
4. Прививать любовь к природе, воспитывать интерес к окружающей среде.
Ход игры:
Публикация «Экологическая музыкально-дидактическая игра по мотивам сказки Виталия Бианки „Синичкин календарь“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Дидактические игры
- Зимующие птицы. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Синица, синичка
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Дети сидят полукругом напротив экрана.
Педагог показывает детям слайд на презентации: картинка птичка – синичка, и предлагает детям послушать одну историю, которая недавно произошла с ней.
Педагог: Жила-была синичка. Звали её Зинька. Однажды она повстречалась со старым воробьём.
На презентации слайд - картинка воробья.
Педагог: Старый Воробей сказал синичке:
— запомни: январь — первый месяц года — начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает, небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: «Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!»
Дети пропевают с педагогом птичью песенку на высоких звуках.
На презентации слайд – весенняя капель.
Педагог: Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода.
«Вот и весна начинается», — решила Зинька. Обрадовалась и запела звонко:
— Зинь-зинь-тан! Зинь-зинь-тан! Скинь кафтан!
Дети пропевают с педагогом птичью песенку на высоких звуках и играют на треугольниках.
Педагог: — Рано, пташечка, запела! — сказал ей Старый Воробей. — Смотри еще, сколько морозу будет. Еще наплачемся.
— Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие. А теперь лети в поле.
На презентации слайд – весенние проталинки, первые птицы (грачи, скворцы, жаворонки)
Педагог: Полетела Зинька в поле. И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!
Тут не прошло и трех дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах черные, с белыми носами грачи.
А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.
Зинька с радости звенит-захлебывается:
— Зинь-зинь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна!
Дети пропевают с педагогом птичью песенку на высоких звуках и играют на колокольчиках ритмическую группировку.
Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:
— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.
На презентации слайд – весенняя речка.
Педагог: А на речку прилетела тоненькая черно-белая птичка, бегает она по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит:
— Пи-лик! Пи-лик!
Дети пропевают с педагогом птичью песенку на высоких звуках и играют на бубнах ритмическую группировку.
Педагог: — Ты что пищишь! — спрашивает Зинька. — Что хвостиком размахиваешь?
— Пи-лик! — отвечает тоненькая птичка. — Разве ты не знаешь, как меня зовут? Ледоломка. Вот сейчас раскачаю хвост, да как тресну им по льду, так лед и лопнет, и река пойдет.
— Ну да! — не поверила Зинька. — Хвастаешь.
— Ах так! — говорит тоненькая птичка. — Пи-лик! (играем на бубне и интонируем вместе с детьми)
И давай еще пуще хвостик раскачивать.
Все пищат, кричат, веселятся. Кто рыбку ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то, кто мушек над берегом ловит.
— Зинь-зинь-хо! Зинь-зинь-хо! Ледоход, ледоход!
(дети пропевают)
— запела Зинька. И полетела рассказать Старому Воробью, что видела на реке. И старый Воробей сказал ей: — Вот видишь: сперва весна приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц, в который у нас реки освобождаются ото льда, называется апрель. А теперь лети-ка опять в лес: увидишь, что там будет.
На презентации слайд – весенний лес, журавли.
Педагог: И Зинька скорей полетела в лес.
И ходят там на болоте такие большие птицы, каких никогда еще Зинька не видела, — прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие. Вдруг подняли они свои шеи, как трубы, да как затрубят, как загремят:
— Тррру! Тррру!
Дети поют, а затем играют на детской трубе.
Педагог: Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью.
И Старый Воробей сказал ей:
— Это журавли; птицы серьезные, почтенные, а сейчас видишь, что выделывают. Потому это, что пришел веселый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.
Решила Зинька: «Полечу-ка я нынче по всем местам: и в лес, и в поле, и на реку… Все осмотрю».
На презентации слайд – дятел.
Педагог: Первым делом наведалась к старому другу своему — дятлу-красношапочнику. А он как увидел ее издали, так и закричал:
— Кик! Кик! Прочь, прочь! Тут мои владения!
Дети поют в среднем регистре и играют ритмическую группировку на барабанах.
Педагог: Очень удивилась Зинька. И крепко на дятла обиделась: вот тебе и друг!
На презентации слайд – куропатка в поле ржи.
Педагог: Летала-летала синичка по полю, искала-искала себе дружка, насилу одного петушка-куропатку нашла: сидит он во ржи, — а рожь уж высокая, — кричит:
— Чир-вик! Чир-вик!
Дети поют в среднем регистре и играют ритмическую группировку на маракасах.
Зинька — к нему. А он ей:
— Чир-вик! Чир-вик! Чичире! Пошла, пошла отсюда!
Педагог: — Как так! — рассердилась синичка. — Давно ли я всех вас от смерти спасла — из ледяной тюрьмы выпустила, а теперь ты меня и близко к себе не пускаешь?
На презентации слайд – синичка и воробей.
Педагог: А потом Старый Воробей и объяснил Зиньке:
— Это месяц июнь — начало лета. У всех нас, у птиц, в это время — гнезда, а в гнездах — драгоценные яички и птенчики. К своим гнездам мы никого не подпускаем — ни врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яичко.
На презентации слайд – в лесу ребята собирают грибы и ягоды.
Педагог: А что ни день, то больше в лес приходит ребят. Все с корзиночками, веселые; идут — песни поют, а потом разойдутся и ягоды собирают.
И случилось раз вот что: одна маленькая девочка забралась в малинник, идет тихонько, ягоды берет. А Зинька над нею по деревьям порхает. И вдруг видит: большой страшный медведь в малиннике. Девочка как раз к нему подходит, — его не видит.
На презентации слайд – медведь собирает малину.
И он ее не видит: тоже ягоды собирает. Нагнет лапой куст — и себе в рот.
«Вот сейчас, — думает Зинька, — наткнется на него девочка — страшилище это ее и съест! Спасти, спасти ее надо!»
И закричала с дерева по-своему, по-синичьему:
— Зинь-зинь-вень! Девочка, девочка! Тут медведь. Убегай!
Дети поют на высоких звуках и играют на тарелках ритмическую группировку
Педагог: Девочка и внимания на нее не обратила: ни слова не поняла. А медведь-страшилище понял: разом поднялся на дыбы, оглядывается: где девочка? «Ну, — решила Зинька, — пропала маленькая!»
А медведь увидел девочку, опустился на все четыре лапы — да как кинется от нее наутек через кусты!
На презентации слайд – дети в лесу и над ними летает птичка-синичка.
Педагог: С тех пор, встречая ребят в лесу, синичка пела им звонкую песенку:
Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле! (дети поют на высоких звуках)
А затем придумывают песенную импровизацию на слова:
Кто пораньше встает,
Тот грибы себе берет,
А сонливый да ленивый
Идут после за крапивой.