Получи документы

Экоурок «Не губите первоцветы!» в 3 классе

Любаева Татьяна
Экоурок «Не губите первоцветы!» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Вашему вниманию предлагается разработка эко-урока на тему: «Не губите первоцветы, проведённого в 3 классе по технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Пояснительная записка

Цель: познакомить обучающихся с первоцветами Адыгеи, помочь осознать возникающие проблемы сохранения первоцветов и находить вместе с детьми оптимальные пути их решения.

Задача

Публикация «Экоурок „Не губите первоцветы!“ в 3 классе» размещена в разделах

- формировать первоначальные знания об исчезновении некоторых видов растений на Земле, экологическое мышление и умение правильно вести себя в природе;

-развивать творческое воображение, используя продуктивную деятельность обучающихся;

-воспитывать бережное отношение к первоцветам, любовь к природе, экологическую зоркость.

Метод проведения: словесно - наглядный, проблемно – поисковый, творческо - деятельностный.

Оборудование: проектор, презентация, книжная выставка, фотографии, рисунки с изображением первоцветов, листовки в защиту первоцветов.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Условия для проведения: кабинет начальных классов

Методические советы на подготовительный период.

Дети, под руководством учителя готовят сообщения о первоцветах, подбирают фотографии и листовки «Защитим первоцветы», изготавливают поделки на данную тему, оформляют выставку работ, выпускают газету.

План проведения урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Беседа о первоцветах.

3. Представление и демонстрация Красной книги.

4. Физкультминутка.

5. Исследование.

6. Творческая работа в группах.

7. Итог.

Ход занятия.

Вступление. Организационный момент.

1. Актуализация.

Слайд 1

Солнце тепло набухание почек просыпаются насекомые

- Какое время года? (Весна)

- Весной - одевается, осенью - раздевается. (Лес)

- Мы отправляемся в весенний лес. Прочитайте стихотворение.

Слайд 2

Солнце светит все сильней, землю согревая,

Ручейки бегут быстрей, снег уже подтаял,

В небесах летит крича жаворонков стая.  

Расцветает вновь земля, душу согревая.

Серый лес пустой стоит, голый и невзрачный,

Пробирается прострел, светлый, чуть прозрачный.  

Ива, ветки распустив, золотом сияет, 

А подснежник, как дитя, взоры привлекает.

К. К. Киселёва.

- О чём мы будем говорить на занятии? (весенних первых цветках)

Основная часть

1. Знакомство с материалами исследования.

- Главные герои нашего разговора изображены на фотографиях, назовите их (цикламен кавказский, пролеска двулистная, зимовник кавказский, мускари голубой, мускари бледный, подснежник Воронова, подснежник альпийский, кандык кавказский)

-Что объединяет эти цветы? (они занесены в Красную книгу)

2. Формулирование темы занятия. Постановка цели и задач урока.

- Какая тема нашего занятия? («Не губите первоцветы)

Слайд № 3

- Сегодня мы не только познакомимся с первоцветами, занесёнными в Красную книгу, но и попытаемся осознать проблемы сохранения первоцветов, а так же найти пути их решения.

3. Сообщение учителя о Красной книге Адыгеи.

- Что это за книга? (демонстрация)

- В 1949 году была создана одна очень важная организация – Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП, в который вступили многие государства мира. И буквально с первого дня его учреждения начался сбор информации для Красной книги о животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения.

- Расскажите, что вы знаете о них? (сообщения учеников, подготовленные заранее)

4. Физкультминутка

Нежный маленький бутон,

Свёрнут туго-туго он.

(Руки прижаты к груди).

Солнце луч ему подарит

И бутон цветочком станет.

(Руки вверх, покружиться)

5. Исследование Слайд № 4

- Рассмотрите изображения травянистых первоцветов. Какие общие черты строения можно у них выявить?

- Обратите внимание на размеры первоцветов, что общего?

Прежде всего, это небольшие размеры растений, но довольно крупные цветки с яркой окраской – желтой, фиолетовой, оранжевой, розовой, голубой.

- Для чего первоцветам необходима такая яркая окраска?

- Кого привлекает яркие цвета, аромат?

Такие цвета хорошо заметны в еще пустом весеннем лесу и необходимы для привлечения насекомых – опылителей. Крупные яркие цветки первоцветов хорошо видны в практически “голом” лесу.

 Особенности жизнедеятельности первоцветов.

-Всем известно, что ранняя весна – пора коварная, не редкость для нее внезапные снегопады и ночные заморозки. Поэтому раннецветущим растениям пришлось научиться бороться с этими неприятностями.

- Каким образом первоцветы переносят эти неблагоприятные условия окружающей среды?

- Рассмотрите форму листьев, лепестков.

Раннецветущие растения выработали в процессе эволюции целый ряд приспособлений. Листовая пластинка большинства первоцветов сильно рассечена, так как крупный цельный лист быстрее подвергнется воздействию низких температур. Кроме того, клеточный сок эфемероидов действует как незамерзающий антифриз.

- Что позволяет первоцветам расти под снегом?

- Что необходимо для роста растения? Какие условия? (свет, тепло, питание)

- Почему первоцветам достаточно света в весеннем лесу? (нет листвы на деревьях)

К весне снег уже не лежит сплошной плотной шапкой, а становится кристаллическим. Слой его уменьшается и начинает пропускать солнечные лучи. Они нагревают почву, появляется вода, набухают почки. В период начального развития и роста первоцветы используют запас “прошлогодних” питательных веществ

- Как вы думаете, где может храниться запас питательных веществ? (или в корневищах, или в клубнях растений). И лишь после появления зеленых листочков происходит интенсивный процесс фотосинтеза, при котором образуется новый запас питательных веществ для будущего года.

И все же наиболее полно благоприятные весенние факторы научились использовать мелкие растеньица из группы эфемероидов.  Эфемероиды – многолетние травянистые растения с коротким вегетационным периодом. Понятие “эфемерность” справедливо ассоциируется с чем-то красивым, но недолговечным. В полной мере это относится и к ранневесенним эфемероидам, отличающимся необычайной “торопливостью”. Они появляются на свет когда еще лежит снег и быстро развиваются, не смотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую они уже цветут, а еще через неделю у них появляются первые плоды с семенами, а затем их надземная часть отмирает. Происходит это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных трав самые благоприятные. Но эфемероиды научились извлекать из своей “спешки” неоценимые преимущества.

- Как вы думаете, какие это преимущества?

Обилие света, которого не хватает на всех в летнем лесу, - это главный залог успеха раннецветущих растений. Весной эфемероиды максимально используют энергию солнца. Кроме того, в это время почва еще богата влагой, что очень важно для быстроразвивающихся растений.

- А почему все травянистые первоцветы имеют маленькие размеры?

За короткий вегетационный период, да еще в спартанских условиях ранней весны, эфемероидам сложно создать большое количество питательных веществ, необходимых для жизни. Для решения этой проблемы их эволюция пошла по пути уменьшения размеров, поскольку маленькому растению большого количества питательных веществ не требуется. Поэтому все наши эфемероиды выглядят лилипутами по сравнению с другими лесными травами.

Осталось решить одну проблему – найти способ распространения семян эфемероидов.

(Школьники высказывают предположения – с помощью ветра, плодоядных животных, животных, переносящих плоды на шерстке, насекомых)

Необходимый для распространения плодов ветер гуляет в лесу лишь до распускания листвы, но именно это время эфемероиды используют для роста и цветения.

Ягод, столь привлекательных для птиц, разносящих по лесу, у эфемероидов за две недели появиться просто не может.

Воспользоваться “услугами” животных, переносящих на своей шерсти мелкие сухие плоды, тоже проблематично – маленьким эфемероидам ни за что “не дотянуться” до шерсти проходящих зверей.

Для распространения семян эфемероиды “приспособили” почвенных насекомых, и в первую очередь муравьев.

6. Охрана первоцветов.

- После долгой зимы люди без жалости срывают нежные красивые цветы, а ведь многие из них размножаются только семенами.

Поэтому, их численность постоянно сокращается, и они постепенно начинают исчезать. Многие первоцветы нашего края занесены в Красную книгу Российской федерации и Красную книгу Адыгеи.

Заключение

«Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

Выросли Подснежники – Снегурочкины слёзы».

1. Работа в группах.

- Как сохранить эти нежные создания весны? Ответ на этот непростой вопрос найдите сообща.

(класс делится на три группы, каждая группа получает задание записать ответ на вопрос)

2. Обсуждение.

Итог

- Что нового вы узнали? Какой момент занятия больше всего понравился?

Слайд 5

4. Рефлексия.

- Каждый из вас изготовил поделку «Подснежник». Если вам понравился экоурок и вам всё было понятно, то поставьте ваши цветы в вазу.

- Если не всё понятно и доступно – то оставьте себе.

Список литературы.

1. Планета – наш дом. Мир вокруг нас: Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / под ред. Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.

2. Материалы сайтов из Интернета (oskolregion. Ru, uznai-bolshe.ru и т. д.).

3. «Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия»/ авт. - сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. «Красная книга России. Растения. Словарь-справочник школьника»/

Авт. – О. Д. Ушакова. - Санкт-Петербург: Издательский дом «ЛИТЕРА»,2009.

5. «Красная книга Республики Адыгея»/

Изд. Второе. – Майкоп,2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Весенние первоцветы — примулы»Фотоотчет «Весенние первоцветы — примулы» Фотоотчет «Весенние первоцветы – примулы». Ко дню примул на МААМе хотела бы поделиться фотоотчетом об этом весеннем первоцвете и не только.

Коллективная аппликация «Весенние первоцветы»Коллективная аппликация «Весенние первоцветы» Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе с применением техники торцевания. Коллективная аппликация «Весенние.

Мастер-класс «Первоцветы»Мастер-класс «Первоцветы» В рамках проекта "Красная книга Нижегородской области" один день на этой недели был посвящен редким и исчезающим видам растений. Мы рассмотрели.

Наша стенгазета «Берегите первоцветы!»Наша стенгазета «Берегите первоцветы!» В нашей группе "Солнышко" был разработан и реализовывался проект по экологии"Берегите первоцветы!".В рамках этого проекта дети познакомились.

Проект «Первоцветы» для детей 4–5 летПроект «Первоцветы» для детей 4–5 лет Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Представляю вашему вниманию проект по познавательному развитию детей 4-5 лет "Первоцветы".

Проект по экологии «Берегите первоцветы!» Проект по экологии в старшей группе "Берегите первоцветы!" Паспорт проекта Вид проекта: информационно-творческий По продолжительности: краткосрочный.

Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!»Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!» Стартовала экологическая акция «Берегите Первоцветы». В нашем детском саду она проводилась впервые, поэтому акция вызвала большой интерес,.

Экологический проект «Первоцветы» .

Экоурок в 3 классе «Чистый город начинается с тебя»Экоурок в 3 классе «Чистый город начинается с тебя» Добрый день, дорогие коллеги! Приглашаю Вас посетить наш экоурок "Чистый город начинается с тебя". Цель данного урока - формирование у ребят.

Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды»Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды» Организаторами урока выступает Минприроды России в рамках Программы «Вода России» при поддержке Движения ЭКА. Цель урока — показать важность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экоурок «Не губите первоцветы!» в 3 классе
Опубликовано: 5 июня 2020 в 12:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экоурок «Не губите первоцветы!» в 3 классе» (включая файлы) размещена пользователем Любаева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД