Светлана Андреева
Эффективный контракт как гарантия современного качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
30 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации распоряжением от №2620-р утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Изменения нацелены - в сфере дошкольного образования – на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию очерёдности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения и обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования;
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя :
Публикация «Эффективный контракт как гарантия современного качества дошкольного образования» размещена в разделах
• разработку и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО);
• кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
• разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования. (слайд 2)
С введением стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога изменяются требования к уровню профессиональной компетентности педагогического персонала. Чтобы обеспечить высокое качество услуг дошкольного образования важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая все условия для удовлетворения их мотивации. Одним из условий является введение эффективного контракта в дошкольном образовании.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки». (слайд 3)
При этом условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не должны допускать двойного толкования, а значит образовательной организации необходимо отказаться от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры. (Приложение 1) (слайд 4)
Направления усиления мотивации деятельности педагога и роль эффективного контракта в их реализации
Эффективный контракт можно рассматривать как комбинированный способ мотивации педагогов к деятельности, который может удовлетворить разные потребности педагогов: интеллектуально-творческие, ресурсные, статусные и, конечно же, экономические. Например, участвуя в престижном конкурсе, можно получить дополнительные отгулы, публичное признание, премию и это привлекает педагогов. (Приложение 2). (слайд 5 - 6)
Педагоги в 2014-2015 стали более активно принимать участие в конкурсах разного уровня.
За качественную подготовку к конкурсным работам воспитанников педагог также будет поощрен. В результате «+» педагогу, воспитаннику и довольны и горды достижениями своего ребенка родители. (Приложение 3). (слайд 7)
Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самоактуализации (личные достижения, самовыражение) (Приложение 4) – роль ЭК - Повышение уровня квалификации педагогов (слайд 8)
Удовлетворение социальных потребностей педагогов (уважение и признание) достигается через информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);
(Приложение 5) - роль ЭК Повышение престижности и привлекательности педагогического труда
Чувство соревновательности подводит педагогов на поиск новых форм и методов, что приводит к положительному результату. Воспитатели постоянно проводят различные новые мероприятия, которые готовятся совместно с родителями наших воспитанников. Это и различные
- акции (слайд 9) («Осторожно, дети на дороге», «Безопасный новый год» «Сделаем наш сад красивым»,
- организовывают поездки в музей, детский сад №12, школу, почту, лес и др. слайд 10
- готовят различные мини-музеи (Мини-музей часов, книги, мячей, военной одежды). слайд 11
Большая работа отводится для привлечения родителей к взаимодействию с ДОУ, это
- традиционные праздники слайд 12 и нетрадиционные поздравления слайд 13
- (различные конкурсы (нестандартного оборудования, конкурс шляп, дары осени,
слайд 14 -15
Собрания стараются проводить в нетрадиционных формах, которые более интересны и понятны родителям);
Удовлетворение соц. потребностей - общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания профессиональных сообществ и. д.) Приложение 6 – роль ЭК Повышение уровня квалификации педагогов слайд 16
Удовлетворение материальных потребностей педагогов, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем достигается через заработную плату (которая должна соответствовать выполненной работе, а также возможность приобретения необходимых вещей -- роль ЭК Прозрачный механизм оплаты труда педагогов -каждый сотрудник четко знает за что и сколько он получил.
Принципиально важно, чтобы рост заработной платы не происходил за счет повышения учебной нагрузки.
Качественные показатели, характеризующие эффективность реализации услуг дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО предусматривают улучшение условий пребывания и обучения детей в ДОУ. Это направление также предусматривает п. 6 карты самооценки пед. деятельности слайд 17 и педагог заинтересован ежемесячно менять и развивать РППС. Приложение 7, слайд 18- 23
Таким образом, эффективный контракт как инструмент управления мотивацией деятельности педагогов ДОУ может позволить сформировать мотивацию педагогов с точки зрения реализации эффективной педагогической деятельности.
В применении к образовательному учреждению самое главное в введении эффективного контракта с педагогом — это обеспечение качественного образования. Доказательством является то, что за последние 5 лет наш детский сад заработал авторитет среди родителей и жителей села, фактом вышесказанного является -отсутствие жалоб от родителей и (законных представителей, положительные отзывы и благодарности в районных газетах, а также ежегодная организация родителями большого праздника в сельском ДК «день дошкольного работника».
Анализ этих мероприятий позволяет сделать вывод:
Эффективный контракт в условиях стандартизации становится действенным средством:
позволяющим определить личный вклад каждого педагога в деятельности коллектива,
мотивирующим педагогический персонал на дальнейшее развитие и повышение качества профессиональной деятельности, обеспечивающей гарантию качества дошкольного образования.