Воеводина Анастасия
Эффективные способы взаимодействия тьютора со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей тьютора в ДОУ является создание благоприятных условий для того, чтобы ребенок с ОВЗ имел счастливое дошкольное детство, получил качественное образование, был разносторонне развит с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
В этой статье будут рассмотрены основные направления работы тьютора с воспитанником с ОВЗ, треугольник взаимоотношений тьютор-воспитанник-воспитатель, взаимодействие тьютора с остальными детьми и с родителями воспитанника, работа, осуществляемая между тьютором и другими специалистами ДОУ.
Между тьютором и воспитанником с ОВЗ должны сформироваться доверительные и эмоционально насыщенные отношения, тьютор становится «проводником», защитником воспитанника, выразителем желаний. Специалист следит за эмоциональным состоянием ребенка. При необходимости помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает и воодушевляет. Также тьютору необходимо следить за физическим состоянием подопечного. Если ребенку потребовался отдых, наставник может вывести его из группы в другую комнату или в уголок уединения, тьютор следит, чтобы ребенок не был голоден или не испытывал жажду, при необходимости помогает сходить в туалет. Специалист координирует образовательную деятельность ребёнка, дозирует учебную нагрузку.
Между тьютором и воспитателем происходит обсуждение целей и задач образовательной работы, возможных трудностей на занятии (посторонний шум во время занятия с ребенком с ОВЗ, уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка). Также рассматривается вопрос об наиболее эффективном построении взаимодействия в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.
Тьютору необходимо взаимодействовать с остальными детьми, следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с ребёнком с ОВЗ; если тема разговора касается особенностей ребёнка с ОВЗ – отвечает на поставленные детьми вопросы. Специалист наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к общению ребенка с ОВЗ. Например, тьютор организует диалог детей, учит обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за помощь; вовлекает в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь научить играть ребенка с ОВЗ в их игры; при возникновении конфликтных ситуаций специалист помогает детям в ее разрешении.
Взаимодействие тьютора и родителей воспитанника с ОВЗ осуществляется на основании взаимного доверия. При заинтересованности родителей наставник рассказывает о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности. При возникновении вопросов со стороны родителей необходимо дать развернутые и полные ответы. При поступлении в ДОУ нового воспитанника тьютор устанавливает с родителями контакт, объясняет задачи стоящие между всеми сторонами образовательного процесса, составляет план совместной работы. Некоторым родителям неободимо оказывать и эмоциональную поддержку, подбадривать рассказами об успехах ребенка. Тьютор формирует у родителей ребенка с ОВЗ адекватное отношение к своему ребенку, выбирает стратегию анализа возникших проблем и реализует ее. Также при необходимости специалист дает родителям практические и методические рекомендации по вопросам образования и воспитания ребенка с ОВЗ.
При работе тьютора и других специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, логопеда-дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультуре), тьютор вносит предложения по оптимизации работы с ребёнком с ОВЗ; активно участвует в составлении индивидуальных образовательных маршрутов; осуществляет помощь при проведении занятий (сопровождение ребенка с ОВЗ на занятие, возвращение с занятия, снятие напряжения после занятия).
В заключении стоит отметит что для наиболее эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса тьютор должен быть коммуникабельным, порядочным, ответственным, дисциплинированным и психологически устойчивым. Тьютор - это специалист умеющий работать с образовательной средой и создавать ее, поэтому ему необходимы организаторские способности и умение нестандартно мыслить.