МААМ-картинки

Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ

Роза
Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звукопроизношение становится предметом внимания ребенка.

Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой.

Публикация «Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ» размещена в разделах

Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией среди дошкольников и школьников. Причинами его могут служить аномалии развития и формирования речевого аппарата, неправильная социальная среда и органические повреждения головного мозга.

3 слайд

Формы проявления нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях. О них мы поговорим чуть позднее.

Слайд 4 Группа нарушений произносительной стороны речи

дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искажённом произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;

ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;

нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

брадилалия - патологически замедленный темп речи;

тахилалия - патологически ускоренный темп речи

5 слайд

Так как Дислалия встресается чаше, больший акцент укажем на это нарушение.

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет, 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

6 слайд Виды дислалии

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).

Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[с], боковой [ш], двугубный [л] и др.

Замены могут быть следующими:

• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

• замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [т] («танки» вместо санки);

• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);

• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

• замена по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

Нарушения группы свистящих звуков

Сигматизм свистящих звуков :

• М/З

• Боковой сигматизм

• Носовой сигматизм (ханки)

Парасигматизмы свистящих звуков

• Призубный парасигматизм (вместо с, з заменяет на т,д- санки = танки)

• Губно-зубной парасигматизм (фабака - собака)

Шипящий парасигматизм Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».

Нарушения группы шипящих звуков

Сигматизмы

1. Межзубный сигматизм - при этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок

2. Боковой сигматизм - вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук.

3. Носовой сигматизм- звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.

Парасигматизмы шипящих звуков :

1. Губно-зубной парасигматизм. Звук ш заменяется звуком ф : шапка - "фапка", машина - "мафына", душ - "дуф".

2. Призубный парасигматизм. звук ш заменяется в речи ребенка звуком т : шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".

3. Свистящий сигматизм. Звук ш заменяется звуком с : шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус".

4. Шипящий сигматизм: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"

Ламбдацизм

"ампа" вместо "лампа", "ыошадь" - вместо "лошадь" - призвук гласного звука вместо Л.

Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л’, Р’, Й, В, Ы, У, К, Г

• Межзубный

• Носовой

• Двугубный - звук похож на англ. W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа

Параламбдацизм

Замена Л на Г (украинское или фрикативное)

Ротацизм

Нарушения Р и Р’ очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л’, Н, Г, Ы, Р’, В

2. Увулярный (картавость)

3. Двугубный

• кучерской звук (раскатистое ТПРР__)

• может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)

5. Проторный вроде бы правильное положение языка, но нет вибрации

6. Щечный

7. Одноударный

8. Носовой- носовое произношение типа НГ

Каппацизм

Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием - каппацизмы

паракаппацизм:

- замена К на Т (тапуста, рета);

Гаммацизм - нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.

Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут)

ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ

Виды нарушений:

• полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими

• недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены)

• смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)

• недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)

ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ

Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу).

б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Слайд 7 Этапы логопедического воздействия

1 Подготовительный этап

• Доверительные отношения с ребенком.

• Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

• Формирование артикуляторной базы

2. Этап формирования первичных произносительных навыков

• Постановка звука

• Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах)

• Дифференциация звука

• 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

• Употребление звука во всех ситуациях общения

• Контроль за речью

Структура занятий включает в себя обязательные элементы: Но надо отметит что она отталкивается от конкретного нарушения.

Организационный момент

Сообщение темы занятия

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

Произношение звуков в словах

Физкультурная минутка

Работа над произношением

Произношение звука в связной речи

Итог занятия Рефлексия.

8 слайд и 9 Основные этапы логопедической работы

по преодолению недостатков звукопроизношения при дислалии.

1 Подготовитель-ный этап Включить ребенка в

целенаправленный логопедический процесс Общедидактические задачи:

формирование положительной установки на занятие; формирование произвольных форм деятельности и сознательного отношения к занятию; развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций (аналитических операций, операций сравнения и вывода).

Специальные логопедические задачи:

формирование умения опознавать (узнавать) и различать фонемы на слух; формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

2 Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Сформировать первоначальные умения правиль-но произносить звук на специ-ально подпоб-ранном речевом материале Постановка звуков, формирование навыков правильного использова-ния их в речи (автоматизация умений, развитие умений отбирать звуки, не смешивая их между собой в произношении (дифференцировать звуки).

3 Этап формирования коммуникатив-ных умений и навыков Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения Формирование в самостоятельной речи ребенка умения оперировать поставленными и автоматизиро-ванными звуками.

10 слайд

Способы постановки звука

• Имитативный (по подражанию)

• Механический ( с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).

• Смешаный

11 слайд

Методы формирования правильного произношения

• артикуляционные упражнения

• опора на сохранные звуки

• показ

• механическое воздействие

• слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль.

Структура ззанятия

12. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи (коррекция звукопроизношения).

По форме - индивидуальные (с отдельными детьми) и подгрупповые занятия (со сходными речевыми нарушениями).

Задачи разделов логопедического занятия.

1. Оргмомент.

Зависит от психомоторного развития учащихся.

2. Работа над изолированным звуком.

Многократное произнесение звука, характеристика звука по

артикуляционным и акустическим признакам, развитие

просодических компонентов речи.

3. Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и

фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов

речи (ритма, ударения и интонации).

4. Произношение звука в словах.

На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

• развитие фонематического восприятия и фонематических

• представлений;

• уточнение и расширение лексического запаса;

• овладение грамматическими категориями словоизменения и

словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

• развитие слухового внимания и зрительной памяти;

• овладение простыми и сложными видами звуко – слогового

анализа и синтеза.

5. Физкультминутка.

Основные задачи физкультминутки – это:

• снять усталость и напряжение;

• внести эмоциональный заряд;

• совершенствовать общую моторику;

• выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. В физкульминутке можно использовать психогимнастику или элементы психогимнастики, которая зависит от индивидуальных особенностей ребенка

6. Работа над фразой. На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

• установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;

• актуализация накопленного словаря;

• формирование связности и четкости высказываний;

• работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

• анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

7. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма.

8. Итог занятия. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Слайд 14

Начать хотелось бы с классификации предложенной нам

ЛапшинымВ ладимиром Анатольевичем. и, Пузановым Борисом Пантелеймоновичем к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

• Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

• Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

• Дети с нарушением речи (логопаты);

• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

• Дети с умственной отсталостью;

• Дети с задержкой психического развития;

• Дети с нарушением поведения и общения;

• Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 11:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Роза (УИ 1344871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД