Роза
Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ
Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звукопроизношение становится предметом внимания ребенка.
Звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции этого процесса центральной нервной системой.
Публикация «Эффективные способы коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией среди дошкольников и школьников. Причинами его могут служить аномалии развития и формирования речевого аппарата, неправильная социальная среда и органические повреждения головного мозга.
3 слайд
Формы проявления нарушения звукопроизношения
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях. О них мы поговорим чуть позднее.
Слайд 4 Группа нарушений произносительной стороны речи
дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искажённом произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;
ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;
нарушения голоса — отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
брадилалия - патологически замедленный темп речи;
тахилалия - патологически ускоренный темп речи
5 слайд
Так как Дислалия встресается чаше, больший акцент укажем на это нарушение.
Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи.
Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет, 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
6 слайд Виды дислалии
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба», в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).
Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[с], боковой [ш], двугубный [л] и др.
Замены могут быть следующими:
• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);
• замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [т] («танки» вместо санки);
• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);
• замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
• замена по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
Нарушения группы свистящих звуков
Сигматизм свистящих звуков :
• М/З
• Боковой сигматизм
• Носовой сигматизм (ханки)
Парасигматизмы свистящих звуков
• Призубный парасигматизм (вместо с, з заменяет на т,д- санки = танки)
• Губно-зубной парасигматизм (фабака - собака)
• Шипящий парасигматизм Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».
Нарушения группы шипящих звуков
Сигматизмы
1. Межзубный сигматизм - при этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок
2. Боковой сигматизм - вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук.
3. Носовой сигматизм- звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.
Парасигматизмы шипящих звуков :
1. Губно-зубной парасигматизм. Звук ш заменяется звуком ф : шапка - "фапка", машина - "мафына", душ - "дуф".
2. Призубный парасигматизм. звук ш заменяется в речи ребенка звуком т : шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".
3. Свистящий сигматизм. Звук ш заменяется звуком с : шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус".
4. Шипящий сигматизм: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"
Ламбдацизм
"ампа" вместо "лампа", "ыошадь" - вместо "лошадь" - призвук гласного звука вместо Л.
Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л’, Р’, Й, В, Ы, У, К, Г
• Межзубный
• Носовой
• Двугубный - звук похож на англ. W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа
Параламбдацизм
Замена Л на Г (украинское или фрикативное)
Ротацизм
Нарушения Р и Р’ очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л’, Н, Г, Ы, Р’, В
2. Увулярный (картавость)
3. Двугубный
• кучерской звук (раскатистое ТПРР__)
• может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)
5. Проторный вроде бы правильное положение языка, но нет вибрации
6. Щечный
7. Одноударный
8. Носовой- носовое произношение типа НГ
Каппацизм
Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием - каппацизмы
паракаппацизм:
- замена К на Т (тапуста, рета);
Гаммацизм - нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.
Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут)
ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ
Виды нарушений:
• полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими
• недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены)
• смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)
• недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)
ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ
Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:
а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу).
б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)
в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Слайд 7 Этапы логопедического воздействия
1 Подготовительный этап
• Доверительные отношения с ребенком.
• Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
• Формирование артикуляторной базы
2. Этап формирования первичных произносительных навыков
• Постановка звука
• Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах)
• Дифференциация звука
• 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
• Употребление звука во всех ситуациях общения
• Контроль за речью
Структура занятий включает в себя обязательные элементы: Но надо отметит что она отталкивается от конкретного нарушения.
Организационный момент
Сообщение темы занятия
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях
Произношение звуков в словах
Физкультурная минутка
Работа над произношением
Произношение звука в связной речи
Итог занятия Рефлексия.
8 слайд и 9 Основные этапы логопедической работы
по преодолению недостатков звукопроизношения при дислалии.
1 Подготовитель-ный этап Включить ребенка в
целенаправленный логопедический процесс Общедидактические задачи:
формирование положительной установки на занятие; формирование произвольных форм деятельности и сознательного отношения к занятию; развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций (аналитических операций, операций сравнения и вывода).
Специальные логопедические задачи:
формирование умения опознавать (узнавать) и различать фонемы на слух; формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
2 Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Сформировать первоначальные умения правиль-но произносить звук на специ-ально подпоб-ранном речевом материале Постановка звуков, формирование навыков правильного использова-ния их в речи (автоматизация умений, развитие умений отбирать звуки, не смешивая их между собой в произношении (дифференцировать звуки).
3 Этап формирования коммуникатив-ных умений и навыков Сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения Формирование в самостоятельной речи ребенка умения оперировать поставленными и автоматизиро-ванными звуками.
10 слайд
Способы постановки звука
• Имитативный (по подражанию)
• Механический ( с механической помощью: зонд, шпатель, палочка, соска).
• Смешаный
11 слайд
Методы формирования правильного произношения
• артикуляционные упражнения
• опора на сохранные звуки
• показ
• механическое воздействие
• слуховой, зрительный, тактильный и пр. контроль.
Структура ззанятия
12. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи (коррекция звукопроизношения).
По форме - индивидуальные (с отдельными детьми) и подгрупповые занятия (со сходными речевыми нарушениями).
Задачи разделов логопедического занятия.
1. Оргмомент.
Зависит от психомоторного развития учащихся.
2. Работа над изолированным звуком.
Многократное произнесение звука, характеристика звука по
артикуляционным и акустическим признакам, развитие
просодических компонентов речи.
3. Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях.
Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и
фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов
речи (ритма, ударения и интонации).
4. Произношение звука в словах.
На этом этапе занятия решаются следующие задачи:
• развитие фонематического восприятия и фонематических
• представлений;
• уточнение и расширение лексического запаса;
• овладение грамматическими категориями словоизменения и
словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
• развитие слухового внимания и зрительной памяти;
• овладение простыми и сложными видами звуко – слогового
анализа и синтеза.
5. Физкультминутка.
Основные задачи физкультминутки – это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. В физкульминутке можно использовать психогимнастику или элементы психогимнастики, которая зависит от индивидуальных особенностей ребенка
6. Работа над фразой. На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
• установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;
• актуализация накопленного словаря;
• формирование связности и четкости высказываний;
• работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
• анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.
7. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма.
8. Итог занятия. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Слайд 14
Начать хотелось бы с классификации предложенной нам
ЛапшинымВ ладимиром Анатольевичем. и, Пузановым Борисом Пантелеймоновичем к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
• Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• Дети с нарушением речи (логопаты);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с умственной отсталостью;
• Дети с задержкой психического развития;
• Дети с нарушением поведения и общения;
• Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)