Наталья Краснолуцкая
Эффективные практики просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна как особый эмоциональный микроклимат, гармоничные взаимоотношения, достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития ребенка. Поэтому важной задачей воспитателей ДОУ является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье.
При изучении используются следующие формы работы:
-наблюдение,
-беседа,
- анкетирование,
-консультация.
Изучение семьи важно для того чтобы более эффективно подобрать формы и методы взаимодействия.
Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Направления воспитательной работы:
1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ.
2. Поддержка и повышение социального статуса семей.
3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
Формы работы:
• Создание проектов.
• Диалоги, выставки работ.
• Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
Формы взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ.
1. Индивидуальные формы работы.
Беседы и консультации специалистов.
2. Коллективные формы взаимодействия.
А. Общие родительские собрания.
Б. Групповые родительские собрания.
В. “День открытых дверей”.
Г. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
Д. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Е. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементы арттерапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
А. Информационные стенды и тематические выставки.
Б. Выставки детских работ.
В. Открытые занятия специалистов и воспитателей.
Основной целью работы с семьей является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Участие в проектах и мероприятиях ДОУ, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.