Мария Никифорова
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Важность семейного воспитания определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности общественного и семейного воспитания не используются в полной мере.
Публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в детском саду» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение всеми участниками образовательного процесса развития ребенка. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению мы строили исходя из следующих принципов:
• непрерывность;
• системность;
• индивидуальный подход;
• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
• взаимодействие всех участников в команде сопровождения.
Работа началась с совместного обсуждения целей, задач, приоритетов и планов, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса. Формы и методы работы были самыми разнообразными: проблемные педсоветы; мозговые штурмы; регламентированные дискуссии; стимулирование личной ответственности; внутригрупповые и межгрупповые тренинги взаимодействия педагогов и родителей; тренинги педагогов, родителей и детей и т. д.
Работа проходила по четырем направлениям:
1. Работа с ребенком:
• диагностика положения ребенка в семье;
• диагностика личностных особенностей;
• индивидуальная работа с ребенком, на основе диагностики.
2. Работа с семьей:
• диагностика стиля семейного воспитания;
• диагностика взаимоотношений в семье;
• составление паспорта семьи;
• консультация по итогам диагностики семей;
• консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей;
• консультация по возникающим проблемам;
• беседы с родителями : «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста», «Проблемы воспитания дошкольников», «Психологическая атмосфера семьи»;
• групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации);
• круглый стол с презентацией семейного альбома;
• совместная творческая деятельность родителей и детей.
3. Работа с педагогами:
• консультирование по итогам диагностики детей;
• консультирование по итогам диагностики родителей и учету их социального запроса (интересов, нужд, потребностей);
• методические семинары, по проблемам: психические, физические особенности дошкольников; индивидуальный подход к воспитанию ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход в образовании дошкольника и т. д. ;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей.
Содержание работы строилось по определенному алгоритму.
При поступлении ребенка в ДОУ:
1) Педагоги изучали документацию, сопровождающую поступление ребенка в ДОУ:
медицинскую карту;
психолого-педагогические характеристики от специалистов (если есть);
рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть).
2) Организовывали собеседование с родителями о проблемах ребенка, трудностях в его воспитании.
3) Формировали «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей по запросу родителей (старший воспитатель, воспитатель возрастной группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, логопед, проводили встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.
4) Организовывали деятельность педагогов и специалистов в адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ (наблюдение и диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка; подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ДОУ; определение тактики (важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).
5) Анализировали результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывали индивидуальную программу развития ребенка.
6) Организовывали сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной программы ДОУ.
7) На первом собеседовании разъясняли родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.
8) Приглашали родителей на консультации по разработке индивидуальной программы развития ребенка.
9) Согласовывали с родителями режим пребывания ребенка в ДОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.
10) Извещали родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания и другие мероприятия.
11) Анализировали «обратную связь» – мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализировали запрос семьи, привлекали внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).
Результатом нашей работы стало:
отсутствие формализма в организации работы с семьей;
увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей;
предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации и др.);
преобладание у детей положительных эмоций и проявление их в чертах характера и личности детей (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах).