МААМ-картинки

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ

Мария Никифорова
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Важность семейного воспитания определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе ДОУ, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности общественного и семейного воспитания не используются в полной мере.

Публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение всеми участниками образовательного процесса развития ребенка. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению мы строили исходя из следующих принципов:

• непрерывность;

• системность;

• индивидуальный подход;

• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

взаимодействие всех участников в команде сопровождения.

Работа началась с совместного обсуждения целей, задач, приоритетов и планов, стоящих перед всеми участниками образовательного процесса. Формы и методы работы были самыми разнообразными: проблемные педсоветы; мозговые штурмы; регламентированные дискуссии; стимулирование личной ответственности; внутригрупповые и межгрупповые тренинги взаимодействия педагогов и родителей; тренинги педагогов, родителей и детей и т. д.

Работа проходила по четырем направлениям:

1. Работа с ребенком:

• диагностика положения ребенка в семье;

• диагностика личностных особенностей;

• индивидуальная работа с ребенком, на основе диагностики.

2. Работа с семьей:

• диагностика стиля семейного воспитания;

• диагностика взаимоотношений в семье;

• составление паспорта семьи;

• консультация по итогам диагностики семей;

• консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и воспитателей;

• консультация по возникающим проблемам;

• беседы с родителями : «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста», «Проблемы воспитания дошкольников», «Психологическая атмосфера семьи»;

• групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации);

• круглый стол с презентацией семейного альбома;

• совместная творческая деятельность родителей и детей.

3. Работа с педагогами:

• консультирование по итогам диагностики детей;

• консультирование по итогам диагностики родителей и учету их социального запроса (интересов, нужд, потребностей);

• методические семинары, по проблемам: психические, физические особенности дошкольников; индивидуальный подход к воспитанию ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход в образовании дошкольника и т. д. ;

• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей.

Содержание работы строилось по определенному алгоритму.

При поступлении ребенка в ДОУ:

1) Педагоги изучали документацию, сопровождающую поступление ребенка в ДОУ:

медицинскую карту;

психолого-педагогические характеристики от специалистов (если есть);

рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении (если есть).

2) Организовывали собеседование с родителями о проблемах ребенка, трудностях в его воспитании.

3) Формировали «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей по запросу родителей (старший воспитатель, воспитатель возрастной группы, помощник воспитателя, педагог-психолог, логопед, проводили встречу «мини-команды» для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период.

4) Организовывали деятельность педагогов и специалистов в адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ (наблюдение и диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка; подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ДОУ; определение тактики (важно – длительность периода адаптации у различных детей может быть разная, необходимо обсудить это с родителями).

5) Анализировали результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода, разрабатывали индивидуальную программу развития ребенка.

6) Организовывали сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации образовательной программы ДОУ.

7) На первом собеседовании разъясняли родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.

8) Приглашали родителей на консультации по разработке индивидуальной программы развития ребенка.

9) Согласовывали с родителями режим пребывания ребенка в ДОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие занятия.

10) Извещали родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания и другие мероприятия.

11) Анализировали «обратную связь» – мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализировали запрос семьи, привлекали внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи (если есть необходимость).

Результатом нашей работы стало:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей;

предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации и др.);

преобладание у детей положительных эмоций и проявление их в чертах характера и личности детей (положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по взаимодействию с библиотекой "Организация взаимодействия библиотек и дошкольных образовательных учреждений в процессе развития дошкольников» Докладчик: Борисова Надежда.

Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями Не все семьи в полной мере могут использовать весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. В одной семье не хотят воспитывать ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 15:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с родителями по психолого-педагогическому сопровождению детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Мария Никифорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД