Лидия Волкова
Эффективность работы педагога дошкольного образования с детьми ОВЗ в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
среднее общеобразовательная школа №40
Эффективность работы педагога дошкольного образования
с детьми ОВЗ в современных условиях.
Учитель-дефектолог
Волкова Лидия Андреевна
В настоящее время политика нашего государства направлена на улуч-шение положения детей с отклонениями в развитии и на признание их прав на полноценную жизнь, получение образования, обеспечение равных с другими детьми возможностей, интеграцию в общую систему обучения и воспитания.
Публикация «Эффективность работы педагога дошкольного образования с детьми ОВЗ в современных условиях» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и реализацию образовательной программы ДОУ.
Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС – это отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования, которые являются важными задачами в современном образовании.
Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска. В этой связи особое значение имеет:
- профессиональное совершенствование педагога, как условия его
адаптации к новым моделям деятельности,
- повышения уровня подготовленности к решению профессиональных
задач,
- повышения качества результатов воспитания, развития и обучения
детей.
Наши дети - это дети с особыми потребностями: глухие, слабослышащие, дети после кохлеарной имплантации. Часто дети имеют сложные дефекты: глухота сочетается с умственной отсталостью. ЗПР, нарушениями эмоционально-волевой сферы другими отклонениями в развитии, речевые возможности детей находятся на разном уровне.
Организация образовательного процесса требует от педагога выбора специальных методов и средств обучения, дифференцированного и индивидуализированного подхода к каждому ребёнку.
Вся коррекционно-воспитательная работа педагога осуществляется в тесной взаимосвязи всех участников педагогического процесса, включая сурдопедагога, воспитателей, младших воспитателей, психолога, муз. руководителя, инструктора по физ. воспитанию, а так же родителей воспитанников. Такая взаимосвязь определяет эффект коррекционного воздействия на детей.
Эффективность работы педагога можно представить по следующим основным направлениям:
1. Реализация рабочей программы и программ индивидуального развития.
Учитель-дефектолог ежегодно разрабатывает:
- рабочую программу, направленную на решение задач
общеобразовательной программы ДОУ. Она построена с учётом
принципов системности, научности, доступности и представляет собой
перспективное планирование задач обучения по всем направлениям
работы. Цель программы состоит в обеспечении целостной системы
поступательного развития детей и усвоения ими материала программы
«Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного
возраста» под редакцией Носковой Л. П. ;
- индивидуальные образовательные маршруты для каждого
воспитанника с определением «зоны ближайшего развития»,
выявлением резервных возможностей, формированием прогнозов
развития.
1.1. Участие педагогов в разработке и реализации инновационных
проектов и программ.
1.2. Наставничество и работа с молодыми специалистами.
1.3. Участие педагогов в разработке перспективного планирования, форм, методов работы с детьми по каждому году обучения в разных видах деятельности.
1.4. Использование педагогами электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
2. Организация мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.
Педагог ведёт мониторинг развития детей группы, обследуя их умения и навыки каждое полугодие. По результатам ведёт листы наблюдений, таблицы с выявлением у детей уровня усвоения образовательной программы.
2.1. Наличие положительной динамики развития индивидуальных
способностей и творческого потенциала воспитанников (на основе
психолого-педагогического наблюдения).
2.2. Удельный вес воспитанников старшего дошкольного возраста,
охваченных конкурсными мероприятиями, в общей численности
воспитанников старшего дошкольного возраста.
2.3. Наличие призеров и победителей конкурсов различного уровня.
2.4. Деятельность педагога, направленная на работу с одаренными
детьми.
3. Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с
родителями воспитанников.
Родители систематически получают информацию о целях и задачах образовательного развития детей, о современных методах лечения и слухопротезирования. Сотрудничество «учитель-родитель» осуществляет через показ мастер-класс для родителей, проведение индивидуальных консультаций, оформление наглядной информации, организацию совместных мероприятий с участием родителей и детей.
3.1. Отсутствие обоснованных обращений родителей (низкое качество образовательно-воспитательной работы, нарушение педагогической этики) и высокий уровень решения конфликтных ситуаций.
3.2. Наличие публикаций, опыта работы на сайте ДОУ.
Педагог владеет информационными технологиями, использует компьютерные программы Microsoft Office : Word, Power Point, Excel; работу осуществляет в интернете при помощи поисковой системы Yandex и Google. Обменивается мнениями с участниками сетевых сообществ: социальная сеть для работников образования (www.nsportal.ru), дошкольник (doshkolnik.ru, воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и в семье (doshvozrast.ru). Использование программ Power Point, Point приводят к ряду положительных эффектов во время бесед с детьми при объяснении нового или закреплении изученного материал. Применение компьютерных технологий обогащает непосредственно образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, расширяет кругозор детей с недостатками слуха.
4. Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы.
4.1. Участие педагога в методической работе (конференциях,
семинарах, методических объединениях, творческой группе)
Принимает участие в работе МО (проводит открытые просмотры
НОД, делится опытом работы, даёт консультации педагогам).
Участвует в работе конференций, обучающих семинаров, входит в
состав творческой группы на уровне ДОУ (осуществляет работу по
систематизации наработок по познавательному развитию в
лаборатории «Поиск») .
4.2. Наличие обобщенного личного педагогического опыта :
-на уровне ДОУ
4.3. Своевременное повышение профессионального мастерства педагога.
Педагог знакомится с учебно-методической литературой по вопросам
воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста,
новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с
детьми в дошкольном учреждении и дома. Проходит курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки.
5. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
5.1. Использование здоровьесберегающих технологий в работе.
Выполнение плана оздоровления детей в ДОУ.
Компоненты здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика, подвижные игры, динамическая пауза) способствуют снятию напряжения, предотвращению состояния переутомления, гиподинамии; повышают результативность образовательного процесса.
5.2. Положительные результаты мониторинга посещаемости
воспитанников (посещаемость воспитанников, равная среднему
городскому показателю или выше).
5.3. Качественная организация питания воспитанников в группе.
5.4. Отсутствие случаев травматизма среди воспитанников во время
пребывания в ДОУ, связанных с нарушением требований охраны
труда.
6. Использование в работе современных инновационных технологий обучения.
Игровые технологии - формируют и развивают речевые навыки, активизируют познавательную активность неслышащих детей во всех видах деятельности.
Компьютерные игры - способствуют высокой эффективности развития
мыслительных процессов, познавательной активности, исследовательской
деятельности.
Развивающее обучение - учитывает закономерности развития детей,
происходит в зоне ближайшего развития ребёнка и ориентирует учебный
процесс на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию.
Разноуровневое обучение - дифференцированный подход позволяет
каждому ребёнку овладеть образовательным материалом по
отдельным областям на разном уровне, но не ниже базового, в
зависимости от способностей и индивидуальных особенностей.
Повышает потенциальные способности каждого ребёнка.
6.1. Своевременное оформление и предоставление документации.
7. Создание предметно-развивающей среды, соответсвующей современным требованием и ФГОС работе (оформление кабинета, групп.). Наличие полноценной развивающей среды в классах и группах, использование в работе дидактических игр и пособий, а так же методическое и техническое оснащение педагогического процесса играют большую роль в успешном развитии воспитанников. Применяемые средства обучения показывают свою эффективность и оказывают положительное влияние на результат педагогической деятельности.
7.1. Эстетика и новизна в оформление групповых помещений и
кабинетов.
8. Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда.
8.1. Отсутствие случаев нарушений по пожарной безопасности.
От личности педагога, его педагогического мастерства, любви к детям, умения организовать педагогический процесс, подобрать средства и методы обучения, использовать современные образовательные технологии, создать полноценную предметно-развивающую среду, умения взаимодействовать с воспитателями и родителями воспитанников зависит эффективность и результативность работы современного педагога, следствием которой может быть высокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей.
Эффективность работы педагога можно представить по следующим основным направлениям :
№п/п Направления
1. Реализация рабочей программы и программ индивидуального развития.
Учитель-дефектолог ежегодно разрабатывает:
- рабочую программу, направленную на решение задач
общеобразовательной программы ДОУ. Она построена с учётом
принципов системности, научности, доступности и представляет собой
перспективное планирование задач обучения по всем направлениям
работы. Цель программы состоит в обеспечении целостной системы
поступательного развития детей и усвоения ими материала программы
«Воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного
возраста» под редакцией Носковой Л. П. ;
- индивидуальные образовательные маршруты для каждого
воспитанника с определением «зоны ближайшего развития»,
выявлением резервных возможностей, формированием прогнозов
развития.
1.1. Участие педагогов в разработке и реализации инновационных проектов и программ.
1.2. Наставничество и работа с молодыми специалистами.
1.3. Участие педагогов в разработке перспективного планирования, форм, методов работы с детьми по каждому году обучения в разных видах деятельности.
1.4. Использование педагогами электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
2. Организация мониторинга индивидуальных достижений воспитанников.
Педагог ведёт мониторинг развития детей группы, обследуя их умения и навыки каждое полугодие. По результатам ведёт листы наблюдений, таблицы с выявлением у детей уровня усвоения образовательной программы.
2.1. Участие педагогов в разработке и реализации инновационных проектов и программ.
2.2. Наставничество и работа с молодыми специалистами.
2.3. Участие педагогов в разработке перспективного планирования, форм, методов работы с детьми по каждому году обучения в разных видах деятельности.
2.4. Использование педагогами электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
3. Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями воспитанников.
Родители систематически получают информацию о целях и задачах образовательного развития детей, о современных методах лечения и слухопротезирования. Сотрудничество «учитель-родитель» осуществляет через показ мастер-класс для родителей, проведение индивидуальных консультаций, оформление наглядной информации, организацию совместных мероприятий с участием родителей и детей.
3.1. Отсутствие обоснованных обращений родителей (низкое качество образовательно-воспитательной работы, нарушение педагогической этики) и высокий уровень решения конфликтных ситуаций
3.2. Наличие публикаций, опыта работы на сайте ДОУ.
Педагог владеет информационными технологиями, использует компьютерные программы Microsoft Office : Word, Power Point, Excel; работу осуществляет в интернете при помощи поисковой системы Yandex и Google. Обменивается мнениями с участниками сетевых сообществ: социальная сеть для работников образования (www.nsportal.ru), дошкольник (doshkolnik.ru, воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и в семье (doshvozrast.ru). Использование программ Power Point, Point приводят к ряду положительных эффектов во время бесед с детьми при объяснении нового или закреплении изученного материал. Применение компьютерных технологий обогащает непосредственно образовательную деятельность эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, расширяет кругозор детей с недостатками слуха.
4. Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы
4.1. Участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях, творческой группе) Принимает участие в работе МО (проводит открытые просмотры НОД, делится опытом работы, даёт консультации педагогам). Участвует в работе конференций, обучающих семинаров, входит в состав творческой группы на уровне ДОУ (осуществляет работу по систематизации наработок по познавательному развитию в лаборатории «Поиск») .
4.2.
Наличие обобщенного личного педагогического опыта :
-на уровне ДОУ.
4.3. Своевременное повышение профессионального мастерства педагога.
Педагог знакомится с учебно-методической литературой по вопросам воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста, новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с детьми в дошкольном учреждении и дома. Проходит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
5. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
5.1. Использование здоровьесберегающих технологий в работе. Выполнение плана оздоровления детей в ДОУ.
Компоненты здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, фонетическая ритмика, подвижные игры, динамическая пауза) способствуют снятию напряжения, предотвращению состояния переутомления, гиподинамии; повышают результативность образовательного процесса.
5.2. Положительные результаты мониторинга посещаемости воспитанников (посещаемость воспитанников, равная среднему городскому показателю или выше).
5.3. Качественная организация питания воспитанников в группе.
5.4. Отсутствие случаев травматизма среди воспитанников во время пребывания в ДОУ, связанных с нарушением требований охраны труда.
6. Использование в работе современных инновационных технологий обучения.
Игровые технологии - формируют и развивают речевые навыки, активизируют познавательную активность неслышащих детей во всех видах деятельности.
Компьютерные игры - способствуют высокой эффективности развития мыслительных процессов, познавательной активности, исследовательской деятельности.
Развивающее обучение - учитывает закономерности развития детей, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка и ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности ребёнка и на их реализацию.
Разноуровневое обучение - дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку овладеть образовательным материалом по отдельным областям на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей. Повышает потенциальные способности каждого ребёнка.
6.1. Своевременное оформление и предоставление документации.
7. Создание предметно-развивающей среды, соответсвующей современным требованием и ФГОС работе (оформление кабинета, групп.).
Наличие полноценной развивающей среды в классах и группах, использование в работе дидактических игр и пособий, а так же методическое и техническое оснащение педагогического процесса играют большую роль в успешном развитии воспитанников. Применяемые средства обучения показывают свою эффективность и оказывают положительное влияние на результат педагогической деятельности.
7.1. Эстетика и новизна в оформление групповых помещений и кабинетов.
8. Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда.
8.1. Отсутствие случаев нарушений по пожарной безопасности.
От личности педагога, его педагогического мастерства, любви к детям, умения организовать педагогический процесс, подобрать средства и методы обучения, использовать современные образовательные технологии, создать полноценную предметно-развивающую среду, умения взаимодействовать с воспитателями и родителями воспитанников зависит эффективность и результативность работы современного педагога, следствием которой может быть высокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей.