Галина Вечканкина
Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями
▼ Скачать + Заказать документы
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растет преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьезные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, «слабости» системы здравоохранения, образования, и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико — социальной, психолого — педагогической, реабилитационной и социально — правовой поддержки детей.
Публикация «Эффективность профессиональной работы с проблемными семьями» размещена в разделах
В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучные семей, детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого — педагогической реабилитации «трудных» подростков, педагогические и социальные службы для детей.
Совершенствование общественного воспитания и образования подрастающего поколения неразрывно связано с укреплением и развитием взаимодействия детского сада и школы с семьей. Семья является первичным и важнейшим звеном в цепи социальных организаций, где ребенок прежде всего познает окружающий мир, усваивает нравственные нормы, правильное отношение к людям, т. е. все то что определяет затем его моральный облик.
Огромное влияние, которое семья оказывает на нравственное воспитание ребенка определяется тем, что во — первых, это влияние носит глубоко эмоциональный, интимный характер, т. к. основывается на родственной привязанности и любви, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста; во — вторых, воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка в семье характеризуются постоянством и длительностью, проявлением в различных жизненных ситуациях; в — третьих, в семье имеются огромные объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную деятельность, что является важным условием нравственного развития личности.
Однако далеко не в каждой семье полностью и в нужном направлении реализуются ее воспитательные возможности. Трудности семейного воспитания можно объяснить различными причинами: «переносом психологически неадекватных форм общения из «родительской» семьи в новую; негативным отношением в ребенку вследствии семейных неурядиц; чрезмерной занятостью родителей в сфере внесемейной деятельности; отсутствием единых требований к ребенку как у самих родителей, так и старшего поколения; низкой педагогической культурой в семье».
Все основные недостатки семейного воспитания можно в некоторой степени сгладить повышением педагогической культуры, разъяснением тех последствий, к которым могут привести недоработки родителей в этот период, поэтому проблема педагогического руководства семейным воспитанием требует особого внимания со стороны школы и детского сада.
Чтобы создать в каждой семье благоприятные условия для воспитания детей, необходимо вооружить родителей определенными психолого — педагогическими знаниями, практическими умениями и навыками. Однако ориентация педагогов только лишь на семью вообще или на «среднюю» семью недостаточна. Необходимо хорошо знать каждую конкретную семью, возраст родителей, их образование, общий культурный уровень, взгляды на воспитание детей и многое другое, для того, чтобы оказать ей действенную помощь в преодолении ошибок в воспитании, поддержать уверенность в своих силах. Поэтому дифференцированный подход к семье является важнейшим условием повышения педагогической культуры родителей, совершенствования процесса воспитания детей.
Как показывает практика, в педагогической помощи нуждаются все без исключения родители. Разумеется, помощь эта должна быть квалифицированной и действенной. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный подход к родителям предполагает соблюдение следующих педагогических условий (принципов) :
-создание взаимного доверия в отношениях с родителями;
-учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
-сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями;
-взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-одновременное влияние на родителей и детей;
-соблюдение в работе с родителями определенной последовательности, системности.
В работе с неблагополучными семьями мы - педагоги ставим следующие задачи:
1. Выявляем неблагополучные семьи как средство профилактики социального сиротства.
2. Повышаем педагогическую культуру всех категорий родителей.
3. Организуем педагогическое просвещения (убеждаем родителей в том, что семейное воспитание — это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей, образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности).
4. Привлекаем родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в ДОУ, развлечения и т. д.)
5. Во избежании насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению в своим детям, формируем правовую культуру родителей.
6. Проводим контрольно — коррекционную работу с родителями (анкетирование, тестирование и т. д.)
Для глубокого изучения условий семейного воспитания, характера родителей на детей, потенциальных педагогических возможностей семьи, педагогу важно составить всестороннюю характеристику семьи, отражающую ее социально — бытовые и психолого — педагогические параметры.
При составлении характеристики семьи необходимо четко представлять какие факторы оказывают наиболее действенное влияние на нравственное воспитание детей в семье. Поэтому в первую очередь педагогом дается общий план изучения семьи. Затем предлагаются блоки вопросов, направленных на изучение различных параметров семьи, причем каждый из блоков можно использовать как анкету, план беседы с родителями или план наблюдения за характером семейного воспитания. Проводя анкетирование, следует учитывать, что не всегда родители откровенно и объективно будут отвечать на ваши вопросы. Однако и в этом случае проведение опроса может оказать определенную педагогическую пользу, т. к. сами вопросы могут «заставить» родителей задуматься о правильности используемых ими методов воспитания, о проблемах развития их ребенка. Кроме того, полученные путем опроса данные можно и нужно проверить другими способами (хорошо продуманными беседами, наблюдениями).
Для удобства работы рекомендуется все полученные данные заносить в специальную тетрадь по изучению семей воспитанников, где для каждой из них отводится несколько страниц. Это позволит достаточно объективно учитывать эффективность работы с семьями, прослеживать динамику изменений достижений в каждой семье, анализировать проблемы, лучше понимать каждую семью.
В практической работе с родителями детей педагог использует коллективные и индивидуальные формы воздействия. Среди традиционных форм работы с родителями можно отметить следующие:
1. Родительские собрания.
2. Индивидуальные консультации педагога.
3. Посещение на дому.
Родительское собрание должно просвещать родителей, носить как теоретический так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности ребенка.
Во время индивидуальных бесед педагог узнает:
-особенности здоровья ребенка;
-его увлечения, интересы;
-предпочтения в общении в семье;
-поведенческие реакции;
-особенности характера;
-моральные ценности семьи.
Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. В ходе индивидуальных бесед можно использовать анкету «Мой ребенок».
Одной из форм взаимодействия педагога является посещение ребенка на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода педагога в семью.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно отметить следующие:
1. Тематические консультации
2. Родительские чтения
3. Родительские вечера
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании
2. Наказания детей. Какими им быть?
3. Застенчивый ребенок. Пути преодоления
4. Грубость и непонимание в семье
5. Талантливый ребенок в семье
6. Три поколения под одной крышей, проблемы общения
и другие.