Буглак Анна Андреевна
Эффективность логоритмических занятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
в детском саду
Логоритмика
эффективный метод преодоления речевых нарушений
В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи.
Целью своей работы считаю оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи провожу логоритмические занятия (один раз в неделю).
Публикация «Эффективность логоритмических занятий в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
В основе этих занятий - фонетическая ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании логоритмических занятий применяю материал по лексическим темам (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы, животные, цветы и т. д.).
На занятиях использую : детские песенки народов мира, стихи русских и современных поэтов, сказки, фольклор, чистоговорки, путешествия или экскурсии, сюжетные и дидактические игры, упражнения на релаксацию под музыку, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
У детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям.
Логоритмическое занятие состоит из :
Элементов, оздоровительной направленности (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Дыхательные упражнения - метод Б. Толкачева (озвученный выдох, звуковое дыхание М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.
Пальчиковые игры или массаж пальцев, кисти.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
Гимнастика для глаз.
Сначала рекомендуется подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.
Структура логоритмического занятия :
движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
танец (хоровод);
разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
песня, сопровождаемая жестами;
логопедическая гимнастика (по Т. В. Буденной);
мимические упражнения;
массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
пальчиковая игра;
подвижная или коммуникативная игра.
Задачи, реализуемые на логоритмическом занятии :
-уточнение артикуляции (положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука)
-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений
-расширение лексического запаса
-развитие слухового внимания и зрительной памяти
-совершенствование общей и мелкой моторики
-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
-развитие творческой фантазии и воображения.
Все упражнения провожу по подражанию. Речевой материал стараюсь брать незнакомый детям. Во время занятия дети стоят вместе со мной в кругу или полукругом. Ребята хорошо видят педагога, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно со мной.
Успешность логоритмических занятий зависит от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи.
Виды упражнений, гимнастики, игр.
1. Упражнение «Разминаем пальчики» (авторская разработка, идея упражнения — О. Коротаевой)
Педагог.
Разминаем пальчики, раз-два-три!
Разминаем пальчики — ну-ка, посмотри!
Сжимать и разжимать пальцы.
Вот бежит Лисичка, раз-два-три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
Лепим, лепим личико, раз-два-три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Делать плавные движения руками, поочередно выдвигая вперед руки. Легко «пробежаться» пальчиками по лицу.
Хитрая Лисичка — вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Придать лицу выражение хитрости.
Вот Лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее скорее убегу домой.
Оскалить зубы, раздувая ноздри, напрячь пальцы, как когти.
У Лисички нашей грустный вид,
Сидит одна Лисичка и грустит.
Изобразить грусть — опустить голову и уголки рта вниз.
Улыбнись, Лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Улыбнуться.
2. Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки
Са-са-са — вот идет Лиса.
Су-су-су — видим мы Лису.
Сы-сы-сы — хвост пушистый у Лисы.
Са-са-са — Лисонька-краса.
За-за-за — закрывай глаза.
Ся-ся-ся — вот и сказка вся.
Движения глазами вправо — влево, вверх — вниз, вправо — влево, вверх — вниз.
Закрыть глаза. Поморгать глазами.
3. Игра «Маленький ежик»
Через канаву перекинут мостик, осторожно перейдем….
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно.
Тише, тише, не спешите,
Бревнышки не раскатите.
4. Динамическое упражнение на развитие чувства ритма.
Ти-ти-ти — куда же нам пойти?
Хлопки в ладоши.
Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять.
Шлепки ладонями по коленям.
Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать.
(Е. Пожиленко)
5. Динамическое упражнение «Прогулка»
Раз-два-три, раз-два-три —
По дорожке мы пошли.
Шаг марша.
Петлять тропинка начала
Среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
Ходьба «змейкой».
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали.
Прыжки с продвижением вперед.
Впереди течет ручей,
Подходите поскорей.
Ходьба на носках, руки — в стороны.
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем.
Лес осенний увидали
И к нему все побежали.
Бег по кругу.
Посмотрела на бегу.
Кто пасется на лугу.
6. Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»
Педагог.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Разевает птенчик рот —
Маму, маму он зовет.
(В. Цвынтарный)
7. Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать крылья носа.
8. Динамическое упражнение (для стоп)
Толстый Мишка не купался,
Вкусных ягод не набрал.
Он лягушки испугался,
От лягушки он удрал.
Ходьба на пятках. Ходьба на носках. Ходьба на внешнем своде стопы.
Вот какой трусишка
Этот толстый Мишка.
Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.
Уколол Мишка-трусишка лапу о колючий бок Колобка и задрожал, заревел.
Ты, Мишутка, не дрожи —
С лягушонком попляши.
(В. Степанов)
9. Дыхательные упражнения «Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох и выдох.
«Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
«Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д» : «д-д-д.»
10. Мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций
Дети мимикой изображают содержание стихотворения:
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо! Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
(Е. Благинина)
На своих занятиях использую авторскую программу логоритмики Е. Железновой, которая включает музыкальные занятия, речевые занятия, физические упражнения.
Малыш танцует, подражает звукам, поет. Для проведения занятий имеются различные пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения, видеозаписи.
Логоритмика Е. Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей с трех лет.
Так же использую методику М. Ю. Картушиной.
В пособиях М. Ю. Картушиной представлены различные занятия, которые помогают улучшить координацию, чувство ритма, знакомят ребенка с такими важными понятиями как - величина, форма, цвет. По этой методике использую разные способы проведения массажа и самомассажа.
Во время упражнений задействуется мелкая и крупная моторика. Занятия провожу как в подвижной форме, так и за более спокойным видом деятельности,например рисованием. Выполняю с детьми дыхательные движения.
В ходе занятий у детей эффективно развивается речь, исправляются речевые проблемы, формируется чувство ритма, актерские задатки, малыши становятся более уверенными и организованными.
Логоритмические упражнения в ДОУ могут использоваться на любом занятии : физкультурном, логопедическом, музыкальном, развитии речи, ФЭМП
Методика логоритмики проста для любого педагога!
Используемая литература:
1. Т. В. Буденная «Логопедическая гимнастика» методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2001г.
2. Г. А. Каше «Исправление недостатков речи у дошкольников» –Издательство Просвещение 1971 г.
3. Г. А. Каше «Пособие для логопеда» М. Просвещение 1985г.
3. Власова Т. А., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика» М. Гуманитарное издательство «ВЛА-ДОС» 1996г.
М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 года» -М. ТЦ Сфера, 2010
М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 глет» -М. ТЦ Сфера, 2008
Сборники Екатерины Железновой. Подвижные игры. Песенки.