Ольга Додяк
Эффективное формирование коммуникативной и функциональной грамотности на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Текст
Актуальность
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется не только формированию предметных знаний, но и развитию ключевых компетенций, таких как коммуникативные навыки, творческое мышление и лидерские качества. Уроки музыки открывают уникальные возможности для воспитания этих качеств, поскольку музыкальная деятельность предполагает взаимодействие, эмоциональную отзывчивость и коллективное творчество.
Великий педагог XIX века К. Д. Ушинский утверждал: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» Это становится возможным, если уделять внимание формированию функциональной грамотности школьника. В условиях стратегически важной для страны задачи ключевыми качествами личности становятся инициативность, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь и готовность к непрерывному обучению.
Все эти функциональные навыки формируются в стенах школы, что делает данную проблему особенно актуальной для нашей образовательной системы.
Понятие «функциональная грамотность» было впервые введено ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально оно подразумевало ликвидацию безграмотности — обучение большей части населения чтению и письму. Это было необходимо для решения бытовых задач и касалось преимущественно взрослых. Однако научно-техническая революция внесла коррективы в развитие как самой функциональной грамотности, так и её понимания.
Коммуникативная грамотность — это способность эффективно и свободно взаимодействовать с окружающими. Она включает умение ясно выражать свои мысли, внимательно слушать и понимать собеседника, а также адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям. Быть коммуникативно грамотным означает говорить логично и убедительно, использовать уместную лексику и грамматику, а также гибко переключаться между формальным и неформальным стилями общения.
Коммуникативная грамотность играет важную роль в повседневной жизни, помогая выстраивать гармоничные отношения, успешно работать в команде и достигать поставленных целей.
Творческое мышление, как одна из ключевых компетенций, также играет важную роль в современном образовательном процессе. Оно представляет собой способность выходить за рамки стандартных подходов, генерировать оригинальные идеи и находить новые пути решения проблем.
Развитие творческого мышления способствует не только личностному росту школьников, но и их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса, способность к инновациям и нестандартному мышлению становится особенно востребованной.
Музыка как предмет в школьной программе предоставляет уникальные возможности для развития творческого мышления. В процессе музыкальной деятельности ученики учатся интерпретировать и перефразировать услышанное, что способствует развитию воображения и креативности. Участие в создании музыкальных композиций или исполнительских коллективах развивает чувство ритма и гармонии, учит работать в команде и находить общий язык с окружающими.
Лидерские качества являются неотъемлемой частью современного понимания успешной личности. Формирование лидерских навыков в школьной среде помогает детям стать уверенными в себе, научиться принимать решения и брать на себя ответственность.
Участие в музыкальных коллективах, таких как хоры и ансамбли, требует не только музыкальной грамотности, но и навыков делегирования, мотивации и координации действий. Такие навыки являются основой для будущего лидерства в любой профессиональной области.
Таким образом, интеграция уроков музыки в школьную программу не только способствует развитию функциональной грамотности, но и формирует важные социальные и личностные компетенции.
Эти аспекты, несомненно, делают образовательный процесс более целостным и всесторонним, подготавливая учеников к активной и успешной жизни в обществе. Современное образование, в котором гармонично сочетаются знания и навыки, становится мощным инструментом для формирования будущих поколений, готовых стать достойными членами общества