Светлана Перепечаева
Советы психолога «Взаимоотношения ребенка с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношения ребенка с семьей
Важнейший фактор, способствующий улучшению взаимоотношений между родителем и ребенком – психологическая поддержка в семье.
Родительская поддержка – это процесс:
• в ходе, которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок;
• который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того чтобы поддержать ребенка взрослому необходимо:
Публикация «Советы психолога „Взаимоотношения ребенка с семьей“» размещена в разделах
- опираться на сильные стороны ребенка;
- избегать подчеркивания промахов ребенка;
- показывать, что они удовлетворены ребенком;
- уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
- уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
- проводить больше времени с ребенком;
- внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
- знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
- уметь взаимодействовать с ребенком;
- позволить ему самому решать проблемы там, где это возможно;
- избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
- принимать индивидуальность ребенка;
- проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание) и веру в ребенка;
- демонстрировать оптимизм;
- использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим, полежим, поделаем вместе», «Ты справишься», «Ты мой хороший».
- обнимать не менее 4 – 8 раз в день, а целовать не менее 50!
Как проявлять уважение к ребенку:
Всегда называйте ребенка по имени.
Слушайте, что говорит Ваш ребенок, не перебивайте его.
Если Вы обещаете ребенку что-либо сделать, обязательно выполните.
Давайте правдивую оценку поведения ребенка.
Внимательно относитесь к переживаниям ребенка.
Предложите свою помощь в разрешении трудного для него вопроса, особенно в кризисные периоды.
С одобрением относитесь к идеям и предложениям ребенка, выражайте благодарность за инициативность и участие в совместной деятельности.
Как хвалить ребенка:
Похвала должна быть направлена на дела и поступки ребенка, то есть на то, что достигнуто.
Слова взрослого должны выражать четкую положительную оценку поведения ребенка в понятной для него форме, для того, чтобы ребенок понял, что он сделал хорошо.
Похвала должна быть своевременной.
Когда хвалите ребенка, выразите всем своим видом, как Вы рады его результатам – улыбнитесь, обнимите его, погладьте по голове.
Похвала – это награда за то, что ребенок сделал хорошо.
Приемы похвалы:
Косвенное обращение (хвалить не хваля, например, мама говорит своему сыну убрать игрушки в комнате: «В такую чистую комнату всегда очень приятно заходить».
«Рикошет» - в этом случае, Вы вспоминаете того, кого знает ребенок, например, героя сказки, мультфильма, близких друзей, родственников, кто поступил также похвально.
Другой вариант, когда родители в присутствии ребенка восторгаются, рассказывая о его успехах другому взрослому, например: «Бабушка, а ты знаешь, Дима сегодня помогал маме накрыть на стол, он делал это очень хорошо».
Непосредственное одобрение, когда взрослый открыто выражает свое одобрение ребенку, например: «Какой ты замечательный помощник, я горжусь тобой», «Мне очень понравилось, что ты красиво раскрасила картинки» и т. д.
Рекомендации для родителей:
Больше времени уделяйте общению со своим ребенком, относитесь всерьез к его интересам и увлечениям.
Относитесь к своему ребенку с пониманием, старайтесь проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущения, а не навязывать свою логику, как единственно верную.
Уважайте индивидуальность своего ребенка, любите его таким, какой он есть, помогите ему самому стать лучше.
Признавайте за ребенком права в решении тех или иных проблем, а также закрепите за ним обязанности, которые помогут развивать самостоятельность и ответственность.
В отношениях с ребенком постарайтесь избежать поведения, включающего механизм «подтверждения наихудших ожиданий», ребенок всегда должен видеть перспективу своего развития, чувствовать желание взрослых поддержать его.
Воспитывайте детей не наставлениями, а собственным примером.
Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.
Не заменяйте истинных отношений на манипулирование.
Не разряжайте свой гнев на ребенке. Контролируйте свою эмоциональность, не позволяйте эмоциям властвовать над разумом.
Исключите физические наказания и агрессию в общении с ребенком.
Относитесь к своему ребенку также, как Вы относитесь к своим друзьям, и тогда он тоже станет Вашим другом.
Основные причины непослушания:
нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;
отрицательный пример взрослых;
отсутствие у ребенка интересной деятельности;
злоупотребление запрещениями, нравоучениями, наказаниями;
непоследовательность, несогласованность требований взрослых к ребенку;
запугивание или захваливание ребенка;
несправедливое отношение к ребенку;
непосильные поручения;
нарушение режима дня;
непонимание требований взрослых.
Основные причины капризов:
недомогание;
перевозбуждение;
переутомление;
заласкивание или черствое отношение родителей к ребенку.
Основные причины упрямства:
протест ребенка против несправедливого отношения, унижения его достоинства;
слишком строгое отношение к ребенку;
неразумное ограничение самостоятельности ребенка;
насыщенное, несодержательное, мало эмоциональное или недостаточное общение со взрослыми.
материал подготовлен педагогом-психологом Перепечаевой С. Н.