Анастасия Ситдикова
Взаимосвязь умственного и физического развития старших дошкольников
На современном этапе проблема умственного и физического развития приобретает особую актуальность и значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения, изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни. Главным в умственном и физическом развитии ребенка обозначается не накопление им знаний, умений, навыков, а развитие познавательной сферы. Поэтому пересмотр и переосмысливание процесса умственного и физического развития вызваны глубоким пониманием того, что именно в этой сфере существуют многие деструктивные корни проблемы современного общества, существование которого невозможно без полноценного функционирования системы воспитания в целом.
Публикация «Взаимосвязь умственного и физического развития старших дошкольников» размещена в разделах
Взаимосвязь в процессе физического развития, физических и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста создаёт условия для овладения разными видами познавательных действий, лежащих в основе умственного развития, способствует взаимному влиянию упражнений умственной направленности на развитие физических качеств, определяющих уровень физической подготовленности детей и обуславливающих уровень интеллектуального развития.
Исследователями доказано: чем быстрее происходит развитие двигательной сферы, чем разнообразнее движения, тем активнее совершается освоение окружающего мира, тем большая информация поступает в мозг, следовательно, создаются предпосылки для раннего овладения речью и развития умственной сферы.
Таким образом, изучив методическую литературу, содержание, формы, методы и средства, обеспечивающие достижение поставленной цели в процессе физического развития, я пришла к выводу что, специально организованная двигательная деятельность, составляющая основу физического воспитания, должна являться источником не только двигательного, но и умственного развития детей.
Проанализировав различные программы, я выяснила, что большая часть программ основывается на содержании типовой Программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, где представлен раздел «Физическое развитие». Для эффективного решения обозначенных выше задач традиционное содержание учебного процесса по физическому развитию, отражённое в данной программе, было дополнено разделом необходимых знаний (учебной информации).
Далее мной было выделено три блока знаний, непосредственно связанных с осуществлением учебного процесса по физическому развитию : «Мой организм»; «Мир движений»; «Мир спортивных предметов». При выборе форм организации учебно-воспитательного процесса, наиболее эффективных в решении задач умственного и двигательного развития, учитывались их массовость, практичность, направленность и т. д. В нашем ДОУ существует несколько таких форм. К ним относятся: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная двигательная деятельность, активный отдых. В рамках моей работы целесообразно рассмотрение основной формы организованного систематического обучения -физкультурных занятий.
Эти блоки я разделила на основные темы: Мой организм: Скелет и мышцы. Рост и развитие. Осанка. Мозг - центр управления телом. Кровообращение. Дыхательный аппарат. Пять чувств. Охрана здоровья и личная гигиена. Мир движений: Основные виды движений (название, способы их реализации, основные элементы техники). Общеразвивающие упражнения (основные исходные положения и назначение). Основные виды спорта (название, необходимый инвентарь, цель). Подвижные игры (название и правила). Мир спортивных предметов: Спортивное оборудование. Свойства и назначение отдельных спортивных предметов (мяч, скакалка, и т. д.). Спортивные предметы вокруг нас (камешки, снежки, пустые банки и т. д.)
В дошкольной практике принята трехэтапная структура физкультурного занятия, основанная на учёте физической работоспособности организма. Но введение в физкультурное занятие задач умственного развития, требует, на наш взгляд, некоторой корректировки, учитывающей особенности не только физической; но и умственной работоспособности организма. В связи с этим я увеличила количество структурных частей занятия до четырёх, путём выделения в самостоятельную часть так называемого организационного момента (предварительной части). Предварительная часть проводится у стенда, на котором в схемах или рисунках намечено содержание всего физкультурного занятия. Такая структура занятия позволяет воспитанникам быстрее «включиться» в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому. Итак, предварительная часть направлена на непосредственную организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, формирование интереса и создание соответствующего эмоционального настроя, раскрытие учебных задач занятия, предварительный разбор схем, планов, чертежей и т. п., определение подвижной игры. В ходе подготовительной части решаются задачи, требующие высокого уровня внимания и сосредоточенности ребёнка. В основной части задачи умственного развития преимущественно направлены на обеспечение прочного и осознанного усвоения сложных двигательных действий; запланированных педагогом для обучения, повторения или совершенствования. В заключительной части, на фоне постепенного уменьшения двигательной активности, задачи умственного развития снова усложняются. Таким образом; достигается равномерное сочетание и взаимодействие задач умственного развития с задачами физического совершенствования в различных частях физкультурного занятия.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию мной использовались :
- дидактические игры с предметами (стандартным и нестандартным спортивным оборудованием, игрушками);
- настольно-печатные игры (в виде разрезных картинок, на которых изображённый предмет делится на несколько частей, или картинок; изображениями предметов, которые необходимо классифицировать по какому-либо признаку и т. д.
- словесные игры (решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность).
К каждому двигательному действию (ходьба; бег; общеразвивающие упражнения, основные виды движений, упражнения с предметами, перестроения, подобран ряд упражнений или дидактических игр различной сложности.
Интегративное развитие физических качеств и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания является важной необходимостью и обосновывается не только ухудшающимся здоровьем подрастающего поколения, но и стоящей перед воспитанием целью - всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Однако анализ литературы и практические наблюдения показывают, что единство интеллектуального и физического воспитания на протяжении длительного времени является декларируемым.
Традиционная и нетрадиционная системы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в целом приводят к положительным изменениям в развитии физических и интеллектуальных способностей детей.
Апробация методов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой показала, что учитывая различные предпочтения и возможности детей, они оказывают положительное влияние на умственное развитие дошкольников и способствуют формированию таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физической культуре : логического и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия, что, в свою очередь, способствует быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических качеств.