Самойлова Наталья
Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Н. А. Самойлова
Воспитатель МДОУ «ЦРР д/с102»
Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП.
В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья детей. Поэтому перед коррекционными учреждениями, школами и детскими садами стоит задача: как правильно организовать работу коррекционного учреждения и всех его служб, чтобы на должном уровне обеспечить естественное стимулирование активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических содействий. Не менее важными являются вопросы оздоровления и укрепления организма ребенка, с учетом адекватности физической нагрузки и осуществление личностно-ориентированного подхода.
Публикация «Взаимосвязь социального и физического развития детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследованиями направленными на изучение физических особенностей детей с ДЦП, занимались К. А. Семенова, Е. М Мастюкова, Н. М. Махмудова. Эти ученые выявили, что при своевременно начатом лечении и организованном физическом воспитании обнаруживается тенденцию к улучшения двигательных навыков у детей с нарушениями ОДА. Одним из основных факторов, как отмечает Е. М Мастюкова, является систематичность выполнения коррекционно-развивающей работы. Для обеспечения положительной динамики в работу с ребенком, должен включаться не только инструктор физического воспитания и ЛФК, но и родители, воспитатели.
Специфика работы с детьми ДЦП предполагает учет особенностей их физического развития. Целесообразно выделить два типа нарушений при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания. Второй тип отражает примитивные формы двигательной активности, не характерные для данного возраста ребенка и поэтому патологические, например сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательных рефлексов после 4-6 месяцев жизни, необходимо помнить, что в дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками. При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибании мышц шеи и спины. Дети передвигаются на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и не координированными взмахами рук. Основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть молнию и пуговицу. У данной категории детей с ДЦП может быть поражена правая или левая рука. Они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движений: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге и волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы. Предметно-практическая деятельность у них крайне ограничена, рука не готова к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение, дети быстро устают, особенно во время быстрых действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе. Особенности двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом проявляются и на занятиях физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходное положение, сохранять устойчивость в статической позе, выполнить упражнение с нужной амплитудой, осуществить движение слитно и в нужном темпе, согласовывать движение рук, туловища и ног.
Важно учитывать, что развитие ребенка с нарушением системы опорно-двигательного аппарата происходит в ограниченном пространстве. Оно обусловлено физическими недостатками, что ведет к изолированности его от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. В семье ребенок, как правило, развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, которые воспринимают его как слабого (не ходит или плохо ходит, плохо говорит и т. д., поэтому уделяют меньше внимания двигательному развитию. В конечном итоге все это приводит к социальной пассивности. Таким образом, создается замкнутый круг – звено физических недостатков сменяет звено психических недостатков. Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не только и не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.
Наше коррекционно-образовательное учреждение № 102 ставит перед собой цель:
Осуществлять коррекционно-образовательную работу с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивая эмоциональное благополучие, здоровьесбережение оказывая помощь педагогам, родителям в физическом развитии детей.
Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей. (Для решения этой задачи была организована двигательная активность, что предполагало отслеживание физических нагрузок на и вне занятий, на прогулках и в игровой деятельности)
2. Развитие и коррекция двигательных навыков и умений, так же укрепление костной мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем внутренних органов и закаливание организма ребенка. (Для этого использовали коррекционно-физкультурные занятия, лечебно-коррегирующая гимнастика, массаж, фито-и физиотерапия, закаливание, плавание, дыхательная гимнастика, остеопатическая гимнастика после сна, самомассаж, индивидуальные занятия, спортивные праздники и развлечения.)
3. Совместная работа с родителями по укреплению здоровья детей (Формы взаимодействия были следующие : индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные занятия, создание спортивного уголка для родителей)
Как видно, все задачи направлены на оздоровление и улучшение физического и психического состояния ребенка. В работу включался весь педагогический коллектив, а также для достижения наилучшей динамики в развитии ребенка мы привлекаем самих родителей к непосредственному участию в данном процессе. Их участие рассматривается как важный компонент в развитии двигательных навыков у детей с ДЦП в повседневной жизни.
Коррекционно - развивающая работа по физическому развитию ребенка осуществляется совместно с родителями в несколько этапов:
На первом этапе проводится диагностика физического развития ребенка с целью разработки индивидуальных занятий в детском саду и в домашних условиях. Занятия состояло из специальных комплексов упражнений с включением в них игр с использованием таких повседневных навыков, как одевание, прогулки и другое, то есть когда в занятие включалось естественная двигательное поведение ребенка.
Вместе с психологом были рассмотрены требования к проведению совместных занятий.
1. Максимальное эмоциональная включенность взрослого.
2. Искренность и открытость
3. Активность в осуществлении эмоционально – тактильного контакта взрослого и ребенка.
4. Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, сотрудничества, взаимопомощи.
На втором этапе проводилось ознакомление родителей с содержанием коррекционно-развивающей работы. Каждое упражнение, которым предстояло заниматься родителям, сначала объяснялось и демонстрировалось во время занятий. Затем родители тут же на занятии повторяли необходимый прием или упражнение и получали краткое описание того, что нужно делать во время занятий дома с ребенком. Так же организовывались консультации для родителей по разным темам «Активность в повседневной жизни при двигательных нарушениях», «Закаливание организма», «Самомассаж», «Профилактика плоскостопия», «Формирование навыка правильной осанки» «Нужные советы и рекомендации родителям»
На третьем этапе после проведения курса физической реабилитации с привлечением родителей было проведено итоговое тестирование по определению жизненно необходимых навыков. Результаты тестирования выявили, что у всех детей улучшились показатели в освоении двигательных навыков на 16,7–30%, расширились двигательные возможности.
Таким образом, активное участие родителей позволило достичь лучших результатов в установлении взаимосвязи физического и психического развития детей. Проиллюстрируем вышеописанное конспектом.
Литература:
1. Бортфельц С. А., Рогачева Е. И. «Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе» Л. Медицина, 1986
2. Мастюкова Е. М. «Физическое воспитание детей с церебральным параличом»
3. М. А. Крохин, И. М. Рабинович «ЛФК в домашних условиях»
4. Валеев Н., Захарова Л., Ганзина Н. «Поиск новых форм физкультурно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича»
5. Семенова К. А. «Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП»