Приложение МААМ

«Огород. Овощи». Взаимосвязь с воспитателем старшей группы по лексической теме

Алевтина Яструб
«Огород. Овощи». Взаимосвязь с воспитателем старшей группы по лексической теме
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема №2 : «ОГОРОД. ОВОЩИ» (Повторение и закрепление пройденного)

Словарь по теме Существительные : огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка

Прилагательные: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый

Глаголы: растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать

Темочки:

Рекомендуемая литература к чтению: Сказка «Вершки и корешки»

Физ минутка «В огороде»

В огород пойдем, Дети шагают на месте.

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, Приседают.

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку Пляшут, держат руки на поясе.

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком Бегут на месте.

И поскачем по дорожке, Скачут на месте.

Как зеленые горошки.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох, петрушку и свеклу. Ох.

Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим

крошить начала

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

Чистоговорки:

Ох – ох – ох – как растет горох?

Ок – ок – ок– полезный овощ чеснок.

Он – он – он – брат кабачка – патиссон.

Ан – ан – ан– фиолетовый баклажан.

Зу – зу – зу– капустой накормлю козу.

Ец – ец – ец – мы сажали огурец.

Ец – ец – ец – в корзинке красный перец.

Обучение грамоте:

Игра «Что привез грузовик?» [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме винительного падежа). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Закрепление навыка цветоразличения. ]

Логопед предлагает закрыть буквари и убирает их. Затем помещает на магнитную доску плоскостное изображение грузовика, в кузове которого закреплены плоскостные изображения овощей.

Логопед. Посмотрите, что привез нам грузовик.

Дети. Это овощи.

Логопед. Сейчас каждый из вас выберет по два овоща одного цвета и расскажет, какие овощи он взял.

1-й ребенок. Я взяла красный помидор и красную редиску.

2-й ребенок. Я взял желтый лук и желтую морковку.

3-й ребенок. Я взяла зеленый укроп и зеленые огурцы.

4-й ребенок. Я взял фиолетовый баклажан и фиолетовые бобы.

Логопед. Очень хорошо, а теперь переверните карточки с

изображением овощей.

Дети переворачивают карточки, а логопед убирает с доски изображение грузовика.

Логопед. Из слогов на карточках составьте слова и прочитайте их.

1-й ребенок. Ма-ма.

2-й ребенок. Па-па.

3-й ребенок. Но-та.

4-й ребенок. Пу-ма.

Логопед. Молодцы! Вы справились с трудным заданием.

Артикуляционная гимнастика. Логопед. Давайте сделаем упражнение «Вкусное варенье». Широко открываем рот, кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Посмотрите, как я делаю это упражнение. Следите за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.

Дети под контролем логопеда выполняют упражнение 3—4раза. Логопед предоставляет детям возможность для отдыха после каждого упражнения.

Логопед. Теперь сделаем упражнение «Часики». Будем облизывать губы по кругу кончиком языка сначала в одну сторону, потом в другую. Смотрите, как я это делаю.

Дети выполняют упражнение 3—4 раза. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения.

Логопед. Теперь станем делать упражнение «Мостик». Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы. Медленно Сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. Давайте сделаем упражнение вместе.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение 3—4раза. Логопед не забывает напоминать детям о том, что нужно проглотить слюну.

Логопед. И последнее упражнение — «Орешек». При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

Игры:

Загадки

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер

И зовется… (помидор)

Это овощ, а не куст.

В слове этом сочный хруст.

Если очень любишь щи,

Этот овощ в них ищи. (капуста)

Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее… (морковка).

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется… (огурец)

ПОНЕДЕЛЬНИК

Дидактическая игра: «Составь предложение».

Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.

Ход: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (

Помидор круглый, а огурец.. .

Огурец овальный, а свекла. .

Лук горький, а морковка.

Огурец зеленый, а кукуруза.. .

Редиска мелкая, а редька.. .

Кабачок большой, а тыква.. .

Капуста хрустящая, а помидор.

Горошек маленький, а перец.

Тыква твердая, а помидор.

• Раскрашивание Помидора

ВТОРНИК

• Упражнение «Давайте отгадаем»

Цель: Обучение отгадыванию загадок об овощах.

Воспитатель подводит детей к картине, на которой растут овощи, просит показать и назвать знакомые овощи, заостряет внимание детей на том, где и как растут овощи.

• Игра с мячом «Назови ласково»

Помидор – Помидорчик

Огурец – Огурчик

Репа – Репка

Картошка – картошечка и т. д.

• Игра «Один – много»

Помидор – помидоры

Огурец – Огурцы

Салат – салаты

Кабачок – кабачки и т. д.

• Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять,

почему он лишний.

Материалы: карточки с изображением четырех овощей, один из которых не

подходит под общую классификацию.

Задание детям: найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему он

лишний.

Например: огурец, баклажан, помидор, морковь (лишний помидор,т. к. остальные овощи вытянутые, длинные)

Помидор, красный перец, репа, редис (лишний овощ-репа, т. к. остальные красные)

СРЕДА

Дидактическая игра: «Что творится на огороде

Цель: знакомство с новой лексикой. Расширение глагольного словаря. Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Ход:

Овощ - растет, зеленеет, краснеет, спеет, зреет, наливается, желтеет, созревает.

Как ухаживают за урожаем - вскапывают, рыхлят землю, сеют, сажают, пропалывают, поливают. .

Что делают с урожаем - дергают, срезают, складывают, выкапывают, срывают.

Как его заготавливают - варят, жарят, маринуют, солят.

ЧЕТВЕРГ

• Дидактическая игра «Назови лишний овощ»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация овощей и фруктов, развитие логического мышления. Активизация словаря по теме. Расширение словарного запаса.

Назови лишний овощ по размеру

• тыква, горошек, капуста (горошек-лишний)

• редис, свекла, кабачок (кабачок- лишний)

Назови лишний овощ по цвету

• огурец, морковь, горошек (морковь – лишняя)

Назови лишний овощ по форме

• кабачок, огурец, помидор (помидор – лишний)

• свекла, морковь, редис (морковь – лишняя)

Назови лишний овощ по вкусу

морковь, чеснок, лук (морковь – лишняя)

ПЯТНИЦА

Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: Актуализация словаря. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе.

Ход: педагог предлагает ответить на вопросы: Какой, какая, какое?- подбирая определения к каждому овощу.

Например, Помидор – красный, мягкий, гладкий, кисло-сладкий, сочный….

Огурец – зеленый, твердый, шершавый.

• Дидактическая игра «Веселый повар»

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи - образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Какие овощи возьмет повар чтобы приготовить салат, борщ.

Беседа по картине «Уборка овощей» Логопед. Рассмотрите картину. Как вы думаете, какое время года изобразил на ней художник? Обратите внимание на лес, траву, улетающих птиц. Расскажите о том, что делают люди- Начните со слов на картине нарисована.

Дети. На картине нарисована осень. Лес уже стоит желтый. Засохла трава. Птицы улетают на юг. Люди убирают урожай.

Логопед. Вот о людях, которые убирают урожай, мы сегодня и поговорим. Расскажите о том, что они убирают.

Дети. Люди выкапывают картошку. Грузовые машины везут капусту.

Логопед. Правильно. Овощеводы убирают урожай, чтобы заложить овощи на зимнее хранение. Эти люди делают нужное и важное дело, заготавливают овощи для жителей большого города. Перечислите их трудовые действия.

Логопед привлекает внимание детей к людям, изображенным на картине.

Дети. Они управляют трактором, картофелекопалкой, грузовиками, выкапывают картошку, собирают ее в ящики, ставят ящики друг на друга, везут картошку на хранение.

Рассказ сказки «Фиолетовая сказка» Воспитатель выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее.

Фиолетовая сказка

Лето подходило к концу, и небо часто затягивали тучи. Вот и сегодня большая фиолетовая туча повисла прямо над Аришкиным домом и закрыла солнце. Аришке даже почудилось, что она попала в фиолетовую сказку. Все вокруг было фиолетовым, даже ее костюмчик. На клумбе цвели фиолетовые анютины глазки. На дереве висели спелые фиолетовые сливы.

— Здравствуй, девочка! — услышала она.

Аришке показалось, что это сказал фиолетовый цветок, но когда она пригляделась, то увидела, что это мотылек с фиолетовыми крылышками.

— Здравствуй, мотылек! Ты не знаешь, почему сегодня все такое фиолетовое? — спросила она.

— Потому что лето заканчивается. Когда лето заканчивается, оно становится фиолетовым, — ответил мотылек.

— Значит, лето — фиолетовое время года? — удивилась девочка и побежала на веранду пить чай с фиолетовым черничным вареньем, потому что из фиолетовой тучи закапали крупные фиолетовые капли.

Беседа по «Фиолетовой сказке»

Воспитатель. В какой сказке мы с вами оказались сегодня?

Дети. Мы оказались в «Фиолетовой сказке».

Воспитатель. Что в ней было фиолетовым?

Дети. Фиолетовая туча, фиолетовые анютины глазки, фиолетовые сливы, фиолетовый костюмчик, мотылек с фиолетовыми крылышками.

Воспитатель. Что сказал Аришке мотылек с фиолетовыми крылышками?

Дети. Когда лето заканчивается, оно становится фиолетовым.

Воспитатель. Каким временем года назвала лето девочка?

Дети. Аришка сказала, что лето — фиолетовое время года.

Воспитатель. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. Вижу, что вам нравится в «Фиолетовой сказке». Давайте поиграем с фиолетовым мотыльком. Я буду помогать ему двигаться, а вы будете рассказывать, что он делает.

Составление описательного рассказа

Давайте попробуем составить рассказы о них. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ и расскажете, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно приготовить из него.

1-й р е б е н о к. Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.

Таким образом рассказы составляют все дети. Затем логопед убирает картинки с изображениями овощей и схему.

Стихотворение

«Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох

Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Публикации по теме:

«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии«Четвёртый лишний». Дидактическая игра по лексической теме «Овощи» с использованием ИКТ-технологии Дидактические игры создаются в обучающих целях, и их ценность состоит в том, что благодаря их использованию можно добиться более прочных.

Дидактическая игра «Что на грядке?» для обогащения словарного запаса дошкольников по лексической теме «Овощи»Дидактическая игра «Что на грядке?» для обогащения словарного запаса дошкольников по лексической теме «Овощи» Цель игры: для обогащения словарного запаса дошкольников по лексической теме "Овощи". Дополнительная логопедическая цель: автоматизация.

Дидактическая игра «Чудо-огород» по теме «Овощи. Семена»Дидактическая игра «Чудо-огород» по теме «Овощи. Семена» Чудо-огород («чьи детки?») Дидактическая игра «Чьи семена?» Цель: Формировать у детей представление об овощах и их семенах. Формировать.

Дидактическая игра «Корзинки» по лексической теме «Овощи. Фрукты»Дидактическая игра «Корзинки» по лексической теме «Овощи. Фрукты» Осенью во многих детских садах дети знакомятся с овощами и фруктами. Предлагаю вам аналог игры «Раздели на группы» Задачи: закреплять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Огород. Овощи». Взаимосвязь с воспитателем старшей группы по лексической теме
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 18:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Огород. Овощи». Взаимосвязь с воспитателем старшей группы по лексической теме» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Яструб (УИ 1441794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД