Елена Ильичева
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Всестороннее владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.
Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство.
Одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми является формирование связной речи детей дошкольного возраста.
В дошкольном учреждение используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе. Сюжетно-ролевая игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.
Черты сюжетно – ролевой игры:
• Творчество;
• Самостоятельность;
• Активность;
• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;
Важной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается
Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры
Игровой сюжет – эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.
Условно сюжеты делятся на:
• Бытовые (игры в семью) ;
• Производственные, отражающие профессиональный труд (магазин, больница, парикмахерская и т. д.) .
• Общественные (день города, космос, празднование дня рождения).
Между игрой и речью существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
При разыгрывании в сюжетно – ролевых играх различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Под влиянием воспитания и обучения развивается игра ребёнка и зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Игру я планирую по следующему алгоритму:
1. Выбор темы. Выбор игры, которую я включаю в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.
2. Разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
3. Создание воображаемой ситуации. Важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.
4. Распределение ролей.
5. Начало игры. Необходимо позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
6. Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.
7. Завершение игры. Окончание игры, должно вызывать у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Содержание и структура сюжетно – ролевых игр в средней группе более доступны и знакомы детям, близко по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строитель», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад».
Игра осуществляется в два этапа.
1-й этап – подготовка к сюжетно – ролевой игре;
2 –й этап – сама сюжетно – ролевая игра.
Подготовка к игре занимает от двух до трёх недель в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определённой схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.
Вместе с подготовкой к игре создаются условия для её реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, игрушки – заместители. Большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно- игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, я использую метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.
Раз в неделю совместная деятельность с детьми посвящается сюжетосложению (игры – придумывания). Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей.
Необходимо использовать метод косвенного воздействия на игру детей. Роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
Об эффективности использования сюжетно – ролевой игры свидетельствуют результаты работы в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д