Наталья Гуришева
Взаимосвязь песочной терапии у детей младшего дошкольного возраста со здоровьесберегающими технологиями
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К. Ушинский.
«Песочная терапия как один из методов эффективной работы в области здоровьесбережения.» В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие "здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду : детей, педагогов и родителей. В действующем Законе "Об образовании” первоочередной задачей является " здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Публикация «Взаимосвязь песочной терапии у детей младшего дошкольного возраста со здоровьесберегающими технологиями» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Средняя группа
- Темочки
Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач. Одной из таких здоровьесберегающих технологий является песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи ребенка.
Цель песочной терапии – дать возможность ребенку быть самим собой, развитие эмоциональной сферы.
Метод песочной терапии можно применять в работе с детьми от двух лет для решения различных проблем: нарушения в поведении, сложности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями, психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности, страхов, неврозы.
Формы и варианты при работе с песочной терапией зависят и определяются в соответствии с особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы с ним, продолжительностью проводимой работы. Игровые методы работы с песком могут применяться как для диагностики и коррекции, так и для профилактики (например, в период адаптации к детскому саду. Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке. Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. Из наблюдений можно сделать вывод, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.
Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даё т положительные результаты:
• песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
• оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
• но самое важное, ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.
Хорошо знакомый нам песок кажется очень понятным и простым. Но на самом деле это таинственный и удивительный материал. Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или даже просто
ходить по нему.
Песок бывает разный. Легкий и сухой, влажный и тяжелый, он способен с
легкостью принимать любую форму. Он бывает и непослушный,
непостоянный, и фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Все эти
свойства песка, можно успешно использовать и в терапевтических целях.
Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода,
песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу
раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать
словами. Песочная терапия способна помочь ребенку разобраться в себе,
избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии
дают ощущение полной свободы и защищенности.
Песочная терапия это по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Песок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, умением принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Опыт использования песочных игр в развивающей работе для дошкольников, подтверждает перспективность и доступность данного метода.
Песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно - игровая среда и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития.
Используя песок, дети осуществляют практически любые свои идеи, а так же совершают увлекательные путешествия, решают множество проблем, ощущают радость творчества, учатся взаимодействовать в коллективе, договариваться, проявлять заботу.
Песок оказывает не только расслабляющее действие, но и несет лечебную, коррекционную и обучающую функции.
Развивающие занятия с использованием элементов песочной психо-терапии я строю на основе следующих принципов:
1) Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляет творческую активность. Для этого я стараюсь подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка;
2) Оживление абстрактных символов: геометрической фигуры. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию;
3) Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Игры с песком я включаю в занятия для детей, имеющих различные формы нарушений, сложности связанные с изменениями в семье, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, повышенную тревожность, страхи, агрессию, нарушения в развитии высших психических функций, отсутствие мотивации, при подготовке руки к овладению письмом.
Свои занятия с песком я начинаю с того, что знакомлю детей с песочницей, демонстрирую коллекцию фигурок. Далее знакомлю воспитанников с правилами игры на песке. Затем ввожу детей в игровую среду, используя ритуал входа, провожу игры – разминки. После, формулирую тему занятия, знакомлю с игрой и ее героями. В завершении провожу ритуал выхода, подведение итогов, закрепление положительных эмоций.
Правила игры на песке.
Берегите песчинки – не выбрасывайте их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. У детей всегда должны быть чистые руки и носики. Поиграл с песком – помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игр надо убрать все игрушки на свое место.
Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость.
Важной задачей педагога является помощь детям в преодолении стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешная адаптация к нему. Для решения данной задачи я включаю игры с песком в занятия с детьми со сложной степенью адаптации. Песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка, помогает установить взаимопонимание со сверстниками, взрослыми и новой средой в период адаптации. Свою работу по коррекции эмоциональной сферы детей я направляю на установление контакта со взрослыми, смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревожности, страхов, стимуляцию психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками, преодоление отрицательных форм общения: агрессии, негативизма.
Для того, чтобы ребенок адаптировался к игре с песком, для начала берем песок и трем его об руки ребенка, это дает ему возможность привыкнуть к песку. Затем поднимаем песок вверх, и насыпает его – это дает заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз. Иногда, чтобы привлечь внимание ребенка к песочнице, я использую яркую игрушку, которую помещаю в песочницу.
. Длительность таких занятий – от 10 до 15 минут.
Игры с песком – здоровье-сберегающий метод в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, объединяющий множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию. Я использую песочницу как хорошего посредника для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию, ребенок раскрывается и у меня появляется возможность увидеть внутренний мир ребенка.
Анализ опыта работы с детьми по использованию элементов песочной психо-терапии показывает, что у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у малышей более легко проходит адаптационный период, нормализуется психоэмоциональное состояние, быстрее развиваются психические процессы.