Веста Реброва
Взаимосвязь логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы воспитателя в коррекционной группе.
Специфика работы воспитателя в группе компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
• Речевыми недостатками;
• Неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно – логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
• Характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи воспитателя логопедической группы.
Публикация «Взаимосвязь логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звуко – слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
• Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
• Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
• Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
• Вечерние индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Содержание занятий:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнения в звуко – слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико – грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
• Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме образовательных и воспитательных задач, пере ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
• Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда по природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности.
Координация работы воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения.
Логопед/цель Воспитатель/цель
Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе : автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах
Подготовительный этап
В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые или неправильными или отсутствовали По заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата («Сказки о веселом язычке»)
Этап появления звука
Ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука; при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь) По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме
Этапы Содержание работы Исполнитель
1. Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков.
Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование, непосредственно связанная с изучаемой темой. Воспитатель, логопед
Воспитатель
2. Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов; выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов.
Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и на этой основе составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). целенаправленная работа над предложением. Воспитатель
Логопед, воспитатель
3. Продолжение работы над предложением.
Отработка различных моделей словоизменения
Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме. Логопед, воспитатель
Воспитатель
4. Пересказ текстов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опта; описание предметов и др.
Драматиация сказок (рассказов) : «Инсценирование»,