Щепетова Елена Евгеньевна
Взаимосвязь формирования культурно-гигиенических навыков и психического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизнь ребенка организована. Она состоит из повторяющихся бытовых процессов – сна, бодрствования, умывания, одевания и раздевания, приема пищи, пользования туалетом и т. д. Как много усилий требуется малышу, чтобы этому научиться, а взрослым, чтобы научить! Таким образом складывается определенный режим дня, соблюдая который ребенок привыкает к организации жизнедеятельности, он дает ему опорные точки для проявления самостоятельности и активности, распределение во времени своей психической энергии, а в дальнейшем для реализации своих возможностей и склонностей.
Публикация «Взаимосвязь формирования культурно-гигиенических навыков и психического развития ребенка» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выполняя режим дня, ребенок осваивает систему культурно – гигиенических навыков – мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой, вилкой, одеваться и раздеваться и т. д. Эти навыки – составная часть культуры поведения человека в быту. За ними стоят нормы морали, правила поведения в той или иной ситуации, хотя человек не всегда их осознает.
Что такое навык? Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате постоянных повторений и характеризуется высокой степенью освоения, а так же отсутствием поэлементного контроля. Когда выполняется действие, которое не требует сознательного контроля, оно выполняется само собой. Навык, таким образом, переходит в привычку. Навык мыть руки и умываться позволяет делать это ребенку ловко и быстро, а привычка мыть руки и умываться побуждает его выполнять действие охотно и без принуждения.
Какое значение для психического развития имеют культурно – гигиенические навыки?
Ребенок рождается с биологическими потребностями (во сне, пище и т. д., такими же, как у животных. С первых дней жизни взрослые начинают их очеловечивать, а происходит это с помощью специфически человеческого способа удовлетворения потребностей – с помощью предметов, созданных человеком. Нельзя жадно хватать пищу руками, нужно сначала вымыть руки, сесть за стол, постелить салфетку или скатерть, налить суп в тарелку и т. д.
Способ удовлетворения формирует другую потребность, социальную, которая регулируется правилом, нормой ее удовлетворения. Теперь это не просто процесс приема пищи, а очеловеченный, культурный процесс.
Психическое развитие – процесс неравномерный, есть периоды наиболее благоприятные, они называются сензитивными. Для начального формирования культурно – гигиенических навыков сензитивный период приходится на раннее детство. Ведущая деятельность в этом возрасте – предметная. Ребенок начинает познавать мир предметов, созданных человеком. В каждом из них заключен способ употребления. Малыш должен этому научиться, освоить предметные действия. Среди них можно выделить орудийные и соотносящие. Орудийные действия предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например ножом режет хлеб и т. д. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения – вешает куртку на крючок, ставит ботинки на полку и т. д.
Культурно – гигиенические навыки так же состоят из действий: чтобы кушать, нужно уметь пользоваться тарелкой, ложкой, вилкой, чтобы пить – чашкой и т. д. А это или орудийные, или соотносящие действия. Таким образом мы можем говорить о том, что формирование культурно – гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности. Ребенок познает мир предметов, его свойства и способ употребления. Здесь создаются благоприятные условия для освоений малышом действий с предметами, необходимыми для совершения культурно – гигиенических навыков. В это время нужно показать ребенку, для чего нужно мыло, тарелка, ложка и т. д. Для накопления ребенком опыта, нужно показывать ребенку, как употреблять предметы и упражнять в соответствующих предметных действиях.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.
Игры детей 2-3 лет имеют отобразительный характер, бытовой сюжет. Ребенок отражает в играх не взаимоотношения взрослых, а их действия, прежде всего бытовые, потому что они ему хорошо знакомы и часто выполняются по отношению к нему самому.
Сюжетно – ролевые игры детей 3-7 лет усложняются, становятся разнообразнее. Малыши начинают отражать в них уже не действия с предметами, а общественные отношения в мире взрослых. Отметим одну интересную особенность – на протяжении всего дошкольного возраста самой распространенной и любимой игрой ребенка является «Семья». Все дело в том, что эта сфера наиболее знакома ребенку, они максимально включены в нее. В подобных играх дети не просто имитируют действия, а отражают и обобщают правила поведения в этих ситуациях и правила, стоящие за выполнением культурно – гигиенических навыков : одежду нужно сложить аккуратно и красиво, посуду не просто ставят на стол, а расставляют красиво и т. д.
По мере взросления ребенка в периоде дошкольного детства, культурно – гигиенические навыки связываются не только с игрой, но и с другими видами деятельности – труда по самообслуживанию, хозяйственно – бытового труда. Хозяйственно – бытовой труд имеет результат, важный для других, то есть характеризуется наличием общественного мотива. Ребенок 3-4 лет этот мотив не осознает, ему важно одобрение взрослого («чтобы мама не ругала»). Главным для ребенка 5-7 летнего возраста является осознание важности, значимости его труда для других. Теперь они уже трудятся потому, что нужно помогать другим и соблюсти определенные общественные правила (чтобы было чисто, чтобы был порядок и т. д.).
Освоение культурно – гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. А так же создают условия для организации ознакомления с окружающим миром, реализации познавательной потребности.
При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. То есть происходит развитие мышления, памяти.
Таким образом, мы можем говорить о том, что привитие ребенку культурно – гигиенических навыков тесно взаимосвязано с психическим развитием, становлением всех видов деятельности и развитием психических процессов, таких как воображение, мышление, память. А наиболее сензитивным, то есть благоприятным периодом для начала формирования культурно – гигиенических навыков является раннее детство.
Литература
1. Бениаминова, М. В. Воспитание детей. - М., 1985
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л. Н. Павловой. - М., 1986
3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи. - М., 1987
4. Каплан, Н. И. Посеешь привычку - пожнешь характер. - М., 1980
5. Нисканен, Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1975