Александра Волынцева
Взаимодействие «Семья и школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и школа (сл. 1)
Уважаемые члены жюри. Сегодня мне хотелось бы раскрыть вам свое понимание особенностей взаимодействия семьи и школы, т. к. эта тема в современных реалиях приобрела можно сказать злободневную актуальность.
Несомненно, семья – это самое важное, что есть у ребёнка! (сл. 2)
В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Публикация «Взаимодействие „Семья и школа“» размещена в разделах
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы (сл. 3) – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».
Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание уделяется работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.
Часто педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радушно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. В результате страдают дети, что ведёт к падению нравственности (сл. 4) .
Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника.
Роль школы в современных условиях – стать центром духовного развития личности каждого ученика.
Семья и школа (сл. 5) – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.
Старый школьный афоризм гласит : «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». (сл. 6)
Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Трудности в работе с родителями были и есть.
Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.
Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. (сл. 7)
Определим значение понятий и осн. функции. (сл. 8)
ШКОЛА – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.
СЕМЬЯ – любовь : супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.
Задачи сотрудничества «Семья и Школа» : (сл. 9)
• Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
• Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);
• Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;
• Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать
Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» (сл. 10) направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.
Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, (сл. 11) которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Школа и педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
Василий Александрович Сухомлинский