Наталия Геннадьевна
Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Коновалова Н. Г.
МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида» (Саранск)
В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивали бы личностное развитие и детей, и их родителей.
Овладение языком, являющееся одним из самых значимых
приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования. Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, поэтому остро встает проблема введения элементов культуры речи в общую систему воспитания, что будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и способствовать его коммуникативному развитию.
Успех такого развития зависит тесной взаимосвязи воспитателей и
родителей. Цель такого взаимодействия :
- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
- индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе личностно–ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты «Особенности вашего ребенка», для детей – рисуночные тесты).
Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.
- участие родителей в семинарах по обмену опытом.
На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.
- участие родителей в речевых традициях группы.
«КОПИЛКА СЛОВ»
Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.
«Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО»
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые, которые заранее с родителями подбирают дома.
«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ», «СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ»
Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.
- организовываем познавательную игротеку.
Устраиваем выставки развивающих игр.
- подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.
- оформляем уголок для родителей «Поговорим серьезно», «Развивающая предметная среда для детей дома» и др.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Это особый вид игр, который помогает лучше «разговориться». Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.
• Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга.
Ставятся «футбольные ворота» из двух кубиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота
• Соломинка и воронка.
На кухне отыскивается пищевая воронка. В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона
или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начет подниматься над воронкой.
• Волшебные флакончики.
Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.
Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.
• Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на
сверстника, брата или сестру.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.
Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.
Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не щипайся.
ИГРЫ СО СКАЗКАМИ.
В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
• Отгадай название сказки.
Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Мороз… Царевна…
Гуси… Мальчик…
Красная… Крошечка…
Аленький… Золотой…
• Игра с мячом «Скажи наоборот».
Зима – лето. Горький – сладкий.
Правда – ложь. Жара – холод.
Полезный – вредный. Богач – бедняк.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка
дошкольного возраста к школьному обучению по вопросам познавательно-речевого развития – это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог, развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т. д.).
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание №3»; 2007 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание №8»; 2007 г.