Марина Букшан
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта дошкольного отделения общеобразовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребёнка и в дальнейшем станет залогом его успешного обучения в школе.
В настоящее время всё больше и больше снижается уровень речевого развития детей дошкольного возраста.
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем селе логопедических групп, в наше дошкольное отделение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта дошкольного отделения общеобразовательного учреждения» размещена в разделах
Работа учителя-логопеда в условиях логопедического пункта по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада или группы. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного отделения образовательной организации (далее ДО ОО).
Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы.
Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем-логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия, что бы повысить эффективность работы по коррекции имеющихся нарушений речи у детей.
А чтобы снизить рост детей с речевыми нарушениями учителю-логопеду необходимо проводить профилактические мероприятия с воспитателями по развитию речи воспитанников, не посещающих логопедические занятия.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей в нашем ДО ОО осуществляется по трё м основным направлениям:
1. Диагностика речевого развития детей.
2. Практическое взаимодействие. Организация работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников.
3. Консультативно - просветительская работа.
Формы работы, используемые мною при взаимодействии с воспитателями : беседы, тематические консультации, выступления на педагогических советах, семинары-практикумы, анкетирование, ведение тетради взаимодействия.
С введением ФГОС изменилась система образования, поэтому и работа по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей требует совершенствования.
Так можно сформулировать цель и задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.
Цель: Обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в образовательном процессе.
Задачи:
1. Выработка единых подходов в образовательном пространстве, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей.
2. Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции.
3. Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений.
Для достижения цели взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и решения поставленных задач необходимо было найти наиболее эффективные формы работы.
Какие же ещё формы работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей можно использовать для достижения оптимальных результатов?
1. Взаимопосещение образовательной деятельности (ОД).
2. Систематизирование ОД с детьми по развитию речи.
3. Планирование работы совместно с логопедом.
4. Использование интегрированных форм ОД.
5. Обогащение речевой практики детей в процессе режимных моментов.
6. ОД с детьми во второй половине дня по заданию логопеда.
7. Создание речевых уголков в группах.
8. Осуществление воспитателями контроля по выполнению рекомендаций учителя-логопеда родителями.
Таким образом, практика показала, что при использовании новых форм взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями, мы значительно повысили положительные результаты в развитие и коррекции речи дошкольников, а профилактика речевых нарушений у детей стала осуществляться эффективнее и качественнее.
Учитель-логопед МАОУ «СШ № 4 с. Яжелбицы» дошкольное отделение «Берёзка» Букшан Марина Михайловна (Новгородская область, Валдайский район)