Наталья Зинова
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Ни для кого не секрет, что успеваемость в школе, связана, прежде всего, с уровнем речевого развития.
В настоящее время, в нашем ДОУ отсутствует коррекционная группа, а осуществляется логопедическая помощь в виде коррекционных занятий 2 раза в неделю. Работа специалистов в образовательном учреждении, не имеющем коррекционной группы по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы в коррекционной группе. Это связано в первую очередь с тем, что специалисты вынуждены встраиваться в образовательный процесс, а не идти с ним параллельно, как это принято в коррекционных группах. Дети с ОВЗ получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения, соблюдать режим дня и прогулок.
Таким образом, возникает необходимость взаимодействия и взаимопомощи между специалистами и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. Решить речевые проблемы детей можно только при условии тесной взаимосвязи между педагогами.
Эффективность коррекционной работы напрямую зависит от слаженности и организованности нашего взаимодействия. Работа учителя-логопеда подразумевает продолжение в других условиях – дома и на занятиях, в повседневной жизни. Комплексный подход к работе, предполагает сочетание 2 направлений: коррекционного и воспитательно-образовательного. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильного звукопроизношения, воспитатель занимается закреплением этих навыков в процессе занятий и всех режимных моментов. В работе над речью у нас стоит общая цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения.
В этом союзе учитель-логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, зная их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатель имеет возможность многократно повторять речевой материал, повторять и закреплять автоматизируемые звуки в течение всего дня, без чего не сможет произойти их закрепление в самостоятельной речи.
Одним из условий повышения качества коррекционной работы, является проведение воспитателями занятий по тетради взаимодействия, куда входят:
упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, лексико-грамматические задания и упражнения, задания на развитие связной речи, упражнения в правильном речевом дыхании, упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
В задачу воспитателя входит повседневный контроль за речевой деятельностью детей на занятиях и во время режимных моментов, на прогулке, в играх и развлечениях, в случае необходимости тактично исправляет речь ребенка. Очень важно, чтобы ошибки детей исправлялись максимально корректно. Обязательно требуем от детей, отвечать полным предложением. Речь воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Совместно должна проводиться подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его). Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений должен исключать звуки, которых нет у ребенка. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями.
….)
Такая организация работы дает возможность детям с ОВЗ овладеть всеми видами деятельности, которые предусмотрены федеральной образовательной программой.
Список литературы:
1. Лизунова Л. Р. «Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие» - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010.
2. Михеева И. А., Чешева С. В. «Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.