Лариса Некипелова
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) ребёнка с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность коррекционной работы в процессе преодоления речевых дефектов у детей предполагает активное участие в нём родителей. Совместная работа учителя-логопеда с родителями – неотъемлемая часть коррекционного процесса. Поэтому успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в группах компенсирующей направленности, так как родители должны уметь выполнять задания логопеда в домашних условиях. Существуют различные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей, которые можно разделить на два блока.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) ребёнка с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первый блок – просветительский. Данный блок включает следующие формы взаимодействия : консультирование, индивидуальные беседы, анкетирование, информационные стенды, родительские собрания.
К второму блоку – практическому можно отнести семинары-практикумы, открытые занятия, совместные развлечения, индивидуальные практикумы, тематические гостиные, круглые столы.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
В своей работе я использую различные формы взаимодействия.
Родительские собрания. Основа взаимоотношений учителя-логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаются цели и задачи нашей совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий с детьми, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентируется внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Аналогичное собрание провожу в конце учебного года. Здесь подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком, также даю родителям рекомендации на летний период.
Семинары-практикумы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом, будут играть с ребенком. Чаще всего, на таких семинарах-практикумах мы с родителями учимся делать артикуляционную гимнастику, чтобы дать возможность родителям осознать, что это вовсе и не просто даже для взрослых и тем более для детей. Также учимся играть в пальчиковые игры и игры, которые помогают сделать минуты общения с ребенком интересными.
Открытые групповые занятия. Открытые занятия проводятся для того, чтобы родители увидели, каких успехов достигли их дети после совместной работы. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий в том, что родители видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка.
Особо значимыми в нашей работе являются индивидуальные формы работы с семьей – это индивидуальные консультации, анкетирование, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.
С помощью анкетирования мы получаем ответы на вопросы, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие ребенка легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. По полученным анкетным данным можно сделать вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений и насколько родители заинтересованы в получении положительного результата.
Самая распространенная форма работы с родителями – индивидуальные консультации. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание. Знакомимся с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Обязательно обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения в преодолении речевых проблем.
Информационные формы работы с родителями - это оформление речевых уголков для родителей, выпуск брошюр и буклетов, оформление папок –передвижек.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.