Получи документы

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Ольга Поверинова
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

В современном мире наблюдается заметное увеличение количества детей с нарушениями речи. Кроме того, часто речевой дефект усложняется сопутствующей патологией, начиная от задержки интеллектуального развития и заканчивая нарушениями поведения. Конечно же, без профессиональной помощи всех специалистов ДОУ (педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинского работника) коррекционно-образовательная деятельность учителялогопеда не представляется возможной.

Темочки:

Взаимодействие — это обмен мыслями, переживаниями, общение.

Наша задача — создать единое коррекционное пространство для ребенка с нарушениями речи, что будет способствовать реализации принципа комплексности в современной педагогике.

Таким образом, темпы общего и речевого развития детей становятся более высокими, эффективность специального обучения повышается, улучшается функциональная готовность детей к школьному обучению, адаптация к новым условия образования.

Воспитатели, взаимодействуя с ребёнком с нарушениями речи, соблюдают единый речевой режим в непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов, развивают мелкую моторику, осуществляют индивидуальную работу с детьми по заданию учителя — логопеда.

Педагог — психолог осуществляет коррекцию основных психических процессов. Включает в свои занятия упражнения, способствующие снятию со-стояния тревожности. Дети становятся более уверенными в себе, повышается их самооценка.

Музыкальный руководитель работает над речевым дыханием и голосом, интонационной выразительностью речи. Автоматизирует ранее поставленные учителем — логопедом звуки.

Медицинский работник помогает всем специалистам ДОУ изучить анамнестические данные воспитанников и учитывать состояние их здоровья в ходе коррекционно-образовательного процесса.

Хотелось бы более подробно остановиться на взаимодействии учителя — логопеда с инструктором по физической культуре.

Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная

активность нужна детям не только для хорошего физического, но и

нормального психического развития.

Как же построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно

преодолевали свои дефекты?

Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физиче-ской культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой, психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально- коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

• развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

• координации движений;

• общей и мелкой моторики;

• закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

• речевого и физиологического дыхания;

• формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

• работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический

принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно для восприятия речи.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

Например.

При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, про-двигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных ( с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Так же на этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений.

Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие,

Важно, чтобы было, кого и что показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

Были подобраны речедвигательные игры для детей 5 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение.

Таким образом, логопед, используя эти игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение. Инструктор по физвоспитанию, работая над определённым основным движением, знает, какой звук он может закрепить.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие.

«Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует за-гадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,

Не интересна для детей (клюшка).

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

И друг другу улыбались!

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств (тренажеры на восстановление

дыхания)

При подборе материала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2020 - 2021 годЗанятия по плаванию проводились 2 раза в неделю.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов»Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 09:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Поверинова (УИ 941814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД