Татьяна Панина
Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1 Сентябрь (четвертая неделя) (26.09 – 30.09) Примечание
«Речевое развитие»
Развитие речи Тема «Осень. Деревья».
Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года;
активизировать словарь за счет прилагательных «Небо, оно какое» (небо, дождь, солнце и т. д., учить согласовывать существительные и прилагательные в роде; учить стихи про осень.
Формировать представления о деревьях, изменении окраски листьев в зависимости от сезона; провести наблюдения за осенними деревьями;
Публикация «Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
обогащение словаря прилагательными в игре «Назови какой листок?»;
сравнение двух листьев (веточка ели и сосны; листья клена - каштана; березы-тополя: чем похожи и чем отличаются);
д/игра «Назови части дерева», «С какого дерева листок»; «Назови плоды деревьев»;
«Назови ласково»; «Один и много»
Активизировать употребление простых предлогов.
«Познавательное развитие»
ФЭМП -1 3 подгруппа: Количество и счет: Один и много, сравнение множества и установление соответствия между ними.
Величина: Большой и маленький.
Геометрические фигуры: Круг (находить среди множества фигур)
2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 1.
Величина: Большой, поменьше, маленький.
Ориентировка во времени: Времена года (осень).
Логическая задача: на установление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь)
1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >. Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку «Продолжи строчку»
Ориентировка во времени: Времена года (осень, знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь).
Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение.
«Познавательное развитие»
Конструирование 3 подгруппа: «Разрезные картинки» по теме «Деревья» (Осенний листок)
2 подгруппа: «Выложи елочку по схеме» (счетные палочки)
1 подгруппа: «Зонтик» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера.
Развитие ручной и общей моторики Пальчиковая гимнастика «Осень» -
движения по подражанию и согласование речи с движением:
Падают, падают листья - Птицы на юг улетают -
В нашем саду листопад. Гуси, грачи, журавли.
Желтые, красные листья Вот уж последняя стая
По ветру вьются, летят. Крыльями машет вдали.
игра «Разложи желуди» (согласованность в работе обеих рук);
наматывание шнура в п/игре «Кто быстрее?».
Развитие познавательных процессов
Развитие восприятия
Игра «Разложи листья по цвету»
Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый.
Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)
Перед ребенком на столе лежат три листочка: березовый, кленовый, дубовый. Какой листок находится в середине? А с какой стороны находится березовый, а дубовый?
Или: ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. Кленовый лист – между березовым и дубовым. Березовый лист – слева от кленового, а дубовый справа от кленового.
Развитие памяти:
Игра «Запомни и повтори»
Осень, листопад, прохлада, урожай, лужа, ветер, дождь.
Игра «Подбери слова, которые относятся к осени»
(Прохлада, дождь, листья, сырость, овощи, спячка, туча, непогода, листопад, перелет и т. д.)
Развитие внимания
Игра «Какого листочка не стало?»
Перед ребенком выставляется ряд картинок листочков. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один листочек. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого листочка не стало.
Развитие мышления:
Игра «Назови одним словом»
Какое время года можно описать такими словами:
Золотая, щедрая, унылая, волшебная, сказочная. (Осень).
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра Игра – ситуация «Осень – добрая волшебница» - развивать творческое воображение, слуховое внимание, уточнить знания о характерных признаках осени.
«Поездка на автобусе в осенний парк» - развивать коммуникативную деятельность. Учить культуре поведения.
№ 2 Октябрь (первая неделя) (03.10 – 07.10) Примечание
«Речевое развитие»
Развитие речи Тема «Овощи. Огород. Труд людей на полях и в огороде»
Расширить представления детей об овощах (цвет, форма, вкус, запах). Ввести в словарь существительные – названия овощей, обобщающее понятие «овощи». Углубить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о труде овощеводах, о заготовке овощей на зиму, о значении свежих овощей для здоровья людей. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь.
Словоизменение: д/игра «Назови ласково»;
д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел капусту) – составление описательного рассказа;
образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;
обогащение словаря прилагательными: круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т. п. ; чтение сказки «Репка».
«Познавательное развитие»
ФЭМП - 2 3 подгруппа: Количество и счет: Сравнение чисел 3- 4, счет по образцу, загадки.
Ориентировка во времени: Времена года (осень).
Ориентировка в пространстве: Слева, справа.
2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 2, знаки +, =.
Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, середина).
1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >. Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку.
Ориентировка во времени: Времена года (осень, знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь).
Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение.
«Познавательное развитие»
Конструирование 3 подгруппа: «Построй забор вокруг огорода из кирпичиков».
2 подгруппа: «Разрезные картинки» из 4-5 частей по теме «Овощи»
1 подгруппа: «Выложи ключ от хранилища» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера.
Развитие ручной и общей моторики Обводка и штриховка знакомых овощей;
Движения по подражанию и согласование речи с движением:
Как-то вечером на грядке Рассчитались четко тут же:
Репа, свекла, помидор, Раз, два, три, четыре, пять,
Поиграть решили в прятки, Прячься лучше, прячься глубже,
Но сначала встали в круг, Ну, а ты иди искать.
Развитие познавательных процессов
Развитие восприятия
Игра «Разложи овощи по цвету, форме»
Найди и разложи овощи сначала по цвету, а теперь по форме.
Развитие памяти
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Я знаю такие овощи: капуста, картошка, баклажан …
Я знаю такие корнеплоды: морковь, репа, редька ….
Я знаю такие листовые овощи: укроп, щавель …
Игра «Послушай, запомни и повтори»
Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор.
Развитие внимания
Игра «Какого овоща не стало?»
Перед ребенком выставляется ряд картинок или натуральные овощи. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один овощ. Ребенок открывает глаза и называет, какого овоща не стало.
Развитие мышления
Игра «Назови одним словом»
Помидор, огурец, кабачок, баклажан, морковь, лук, свекла – это (овощи)
Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему один предмет не подходит.
Помидор, шар, капуста, лук.
Картошка, кабачок, машина, огурец. И т. д.
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра Игра-драматизация по сказке «Репка» - вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге, развивать память.
«Открытие овощного магазина» - учить детей оформлять овощной магазин – расставлять овощи на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и вернуться к продавцу за получением своей покупки. Развивать коммуникативную деятельность.
№ 3 Октябрь (вторая неделя) (10.10 – 14.10) Примечание
«Речевое развитие»
Развитие речи «Фрукты. Сад. Труд взрослых в садах» - углубить и расширить представления детей о фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу, о труде садоводов в садах. Учить узнавать фрукты по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».
Словоизменение: д/игра «Назови ласково»;
д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел яблоко) – составление описательного рассказа по схеме;
образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи и фрукты»; обогащение словаря прилагательными круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т. п. ;
игра «Что где лежит» (употребление предлогов);
чтение сказки В. Сутеева «Последнее яблоко».
«Познавательное развитие»
ФЭМП - 3 3 подгруппа: Количество и счет: Установление соответствия между числом и количеством предметов.
Величина: Большой, поменьше, самый маленький.
Геометрические фигуры: Квадрат
(находить среди множества фигур)
Логическая задача: Развитие
2 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой.
Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.
Логическая задача: на установление закономерностей (какой фигуры не хватает).
1 подгруппа: Количество и счет: Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов. Преобразовывать неравенства в равенства.
Геометрические фигуры: умение видеть в форме предметов геометрические фигуры.
Ориентировка во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь)
«Познавательное развитие»
Конструирование 3 подгруппа: «Волшебные косточки и семена» - выложи контур фрукта.
2 подгруппа: «Хранилище» (строительный материал)
1 подгруппа: Кубики Никитина «Выложи узор»
Развитие ручной и общей моторики Обводка и штриховка знакомых фруктов;
движения по подражанию и согласование речи с движением:
Мы весной сажали сад, Выходи Семен из сада!
А Семен лежал у гряд, Фрукты – радость для ребят,
Вот мы яблоки едим, Их в садах для нас растят.
Нам лентяев здесь не надо! Мы к столу их подадим,
Фрукты свежими съедим.
игра «Выложи из косточек или семян фрукты» (согласованность в работе обеих рук)
Развитие познавательных процессов
Развитие восприятия
Игра «Узнай на вкус»
Угадай фрукты по вкусу. Какой фрукт самый мягкий, самый твердый, самый сочный, самый кислый?
Развитие внимания
Игра «Бывает – не бывает»
Мальчик съел сладкий лимон. Я видела синий апельсин. Щи сварили из груш. Мы ели яблочное варенье. Дети пили сливовый сок. Мы ели сушеный виноград. И т. д.
Развитие памяти
Игра «Кто больше запомнит слов»
Перед ребенком выкладываются фрукты или их изображения, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий фруктов.
Игра «Что изменилось»
Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Ребенок называет, какие фрукты появились.
Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? ( например: остались овощи и цветы, ребенок должен назвать фрукты)
Развитие мышления
Игра «Назови одним словом»
Банан, ананас, персик, абрикос, слива, груша, яблоко – это (фрукты)
Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему один предмет не подходит.
Слива, огурец, банан, груша. Помидор, апельсин, мандарин, яблоко. И т. д.
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра «Открытие в магазине овощного и фруктового отдела» -учить детей оформлять витрины магазина, расставлять овощи и фрукты на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и т. д.
№ 4 Октябрь (третья неделя) (17.10 – 21.10) Примечание
«Речевое развитие»
Развитие речи «Ягоды. Домашние заготовки»
Углубить и расширить представления детей о ягодах: названиях, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости).
Обогащать и уточнять словарь по теме; классификация: садовые и лесные.
Учить составлять – загадки описания ягод.
Словоизменение: д/игра «Один - много»;
составление описательного рассказа по схеме о ягодах;
обогащение словаря прилагательными в игре «Клубника, она какая?»;
сравнение двух ягод (чем похожи и чем отличаются);
д/игра «Что где растет?» по теме «Ягоды» (садовые и лесные»);
чтение сказки Н. Павловой «Земляничка».
«Познавательное развитие»
ФЭМП - 4 3 подгруппа: Количество и счет: Счет по образцу, сравнение чисел 4-5.
Ориентировка во времени: части суток.
Ориентировка в пространстве: Слева, посередине, справа.
2 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, знаки +, =. Величина: большой, маленький.
Цвет: закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
Геометрические фигуры: круг, работа в тетради в клетку.
Логическая задача: на сложение.
1 подгруппа: Количество и счет: Знаки <, >, =, #, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки. Состав числа шесть из двух меньших.
Геометрические фигуры: треугольник, трапеция, выкладывание треугольника и трапеции из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку. Ориентировка во времени: Времена года (осень, уточнить название осеннего месяца – октябрь.
Логическая задача: дорисовать недостающий домик, используя соответствующую закономерность.
«Познавательное развитие»
Конструирование 3 подгруппа: Мозайка «Выложи узор» по образцу
2 подгруппа: «Выложи по образцу» кубики с геометрическими фигурами
1 подгруппа: «Разрезные картинки» из 6 частей по теме «Ягоды».
Развитие ручной и общей моторики Движения по подражанию и согласование речи с движением:
За малиной в лес пойдем,
Спелых ягод наберем, наберем.
Солнышко высоко, а в лесу тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
Выкладывание мозаики. Раскраски по теме «Ягоды».
Развитие познавательных процессов
Развитие восприятия
Игра «Соотнеси ягоды по цвету»
Найди и назови ягоды красные, зеленые, черные, оранжевые.
Развитие внимания
Игра «Какой ягоды не стало?»
Перед ребенком выставляется ряд картинок ягод. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну ягоду. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой ягоды не стало.
Развитие памяти
Игра «Кто больше запомнит слов»
Перед ребенком выкладываются изображения ягод, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий ягод.
Игра «Что изменилось»
Выкладывается пять-шесть ягод, затем еще добавляется одна или две. Ребенок называет, какие ягоды появились.
Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, ягоды. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? ( например: остались овощи и фрукты, то ребенок должен назвать ягоды) и т. д.
Развитие мышления
Игра «Ваза, тарелка, корзина» Классификация овощей, фруктов, ягод.
(Малина, клубника, огурец, помидор, яблоко и т. д.)
Например: Яблоко положу в вазу. Огурец положу в корзину. Клубнику положу на тарелку.
Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему один предмет не подходит.
Смородина, крыжовник, горох, клубника.
Малина, черника, красная смородина, облепиха. И т. д.
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра Театрализованная игра по сказке Н. Павловой «Земляничка».
Формировать у детей представления о различных ролях, имитировать движения неречевые (мимика, пантомимика, жеста) и речевые средства общения, входя в образ сказочных героев в процессе ознакомления со сказкой «Земляничка».