Светлана Иванищева
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями, имеющими детей с НОДА, по проведению коррекционно-педагогической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями,
имеющими детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
по проведению коррекционно-педагогической работы
Иванищева Светлана Владимировна
учитель-дефектолог
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида № 79,
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Темочки:
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа дефектолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
В г. Комсомольске-на-Амуре находится единственное дошкольное учреждение, где проходят педагогическую абилитацию дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) в раннем и дошкольном возрасте. В МДОУ детском саду комбинированного вида № 79 функционируют две группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, организованные согласно типовому положению.
Ранее начало коррекционно-педагогической работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов. И вся наша работа построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наша цель - максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Большое значение в организации работы имеют условия детского сада: предусмотрены отдельные помещения для проведения массажа, занятий учителя-дефектолога и психолога. Созданы условия для проведения водной терапии : дети ежедневно посещают бассейн, так как трудно переоценить значение водных процедур для развития движений у ребенка с НОДА, которые способствуют укреплению нервной системы ребенка и его организма в целом, а плавать в бассейне некоторые дети начинают раньше, чем ходить.
Интерьер групповых комнат выдержан в умеренной цветовой гамме. В группах с длительным пребыванием детей обстановка максимально приближена к домашней. При расстановке мебели и игрового оборудования учитывается недостаточная координированность и устойчивость детей, поэтому в групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов. Для того чтобы дети меньше сидели на стульях, полы застелены ковровыми покрытиями с валиками, подушечками в виде черепашек, гусениц и других игровых предметов. В группах создана предметно-развивающая среда, вся обстановка группы способствует развитию ребенка. Вдоль стен расположены тематические игровые уголки с элементами в виде ручек-скобок, за которые ребенок может держаться стоя. В игровых уголках групп имеются наборы мелких предметов, например, пуговиц, косточек от фруктов разных размеров, шишек различных хвойных деревьев, камешки, различные шнуровки, мозаики, игры-вкладыши и многое другое, чтобы ребенок, манипулируя ими, развивал ручную моторику, мышление, внимание, зрительное восприятие.
Обучение в нашей группе проводится по календарно-тематическому плану, поэтому в группе всегда оформлена выставка иллюстраций, натуральных предметов по тематике. Также обучение проводится по индивидуальной и подгрупповой формам работы, так как подготовка детей к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность - это определяет необходимость сочетания дифференцированных индивидуальных программ развития с программами фронтальной работы для усвоения программного материала разными детьми. При этом для определения объема и характера проводимого занятия учитывается психофизическое состояние ребенка.
Учитываем и то, что педагогический процесс осуществляется на фоне лечения. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. Поэтому в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
При систематической лечебно-коррекционной работе, начиная с раннего возраста, многие дети с двигательными нарушениями получают образование в общеобразовательных, речевой школах либо обучаются на дому.
Вся коррекционная работа проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. При установлении диагноза лечащим врачом и систематическом наблюдении ребенка в лечебном учреждении, родители должны принять самое активное участие в воспитании и развитии своего ребенка, в подготовке его к школе. Поэтому мы обращаем внимание родителей на те основные моменты, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка с церебральным параличом в семье в период подготовки его к школе.
Родители являются полноправными участниками коррекционно-педагогической работы. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребенка в учреждении. При определении стратегии коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать мнение родителей, так как под влиянием противоречивых установок значимых для ребенка взрослых людей у него может возникнуть невроз. Для того чтобы мнение родителей было адекватным, привлекаем их к обсуждению планов работы с ребенком, регулярно информируем об их успехах, обсуждаем, перспективны работы. Информируем родителей не только о комплексе психолого-педагогических мероприятий, применяемых по отношению к их ребенку, но и с содержанием образовательной программы. Разъясняем родителям, с какой целью применяется та или иная программа, методы и отдельные приемы, привлекаем родителей к продолжению коррекционной работы дома, обсуждаем с родителями отдаленные перспективы развития ребенка.
Залогом успешного усвоения программного материала детьми является не только комплексная реализация разделов программы педагогами групп, но и совместное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей по проведению коррекционно-педагогического процесса, усвоению и закреплению знаний, формированию различных навыков, умений. Для этого родители приглашаются на индивидуальные занятия, получают индивидуальные консультации, проводим родительские собрания, анкетирование, оформляется стендовая информация. Большая роль в нарушениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушением. Для коррекции этих нарушений учитель-дефектолог обязательно привлекает родителей, так как они являются непосредственными участниками коррекционно-педагогического процесса.
Развитие представлений об окружающем, овладение речью, развитие познавательной деятельности у здорового ребенка формируется в ходе общения с взрослыми и сверстниками, в процессе различных видов деятельности. У детей с особенными возможностями здоровья формирование и развитие представлений об окружающем, как правило, ограничены, поэтому очень важно целенаправленное развитие этих представлений. Ребенок должен наблюдать деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. Но если ребенок с двигательными нарушениями предоставлен сам себе, он не может приобрести необходимые сведения или у него сложатся неправильные представления об окружающем. Поэтому необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Родителям рекомендуется, прежде всего, отобрать важные, характерные и вместе с тем доступные и интересные для ребенка явления, привлечь его внимание; сведения об окружающем преподносить в определенной последовательности, с постепенным их расширением и углублением.
Очень важно, какими способами особенный ребенок получает сведения об окружающем. Родителям рекомендуем первое целенаправленное знакомство с предметами и явлениями проводить в естественной жизненной обстановке: в квартире ребенка знакомят с обстановкой, показывают ему, как моют посуду, готовят обед, накрывают стол и т. д. Для более четких представлений предлагаем родителям стимулировать активные действия ребенка: действовать с теми предметами, с которыми его знакомим; если мать стирает белье, желательно дать ребенку маленький тазик с водой и все необходимое для стирки. В момент стирки мать сопровождает свои действия речью, а ребенок подражает действиям матери. Важное значение для развития знаний и представлений об окружающем имеют совместные прогулки детей и родителей. У ребенка-дошкольника мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Ребенок видит деревья, природу в разное время года, родители направляют его внимание на их существенные особенности. При этом важно обратить внимание родителей на эмоциональный настрой восприятия, так как это стимулирует мысль ребенка и способствует запоминанию увиденного.
Процессы мышления у ребенка с НОДА должны протекать на основе живых, образных представлений. Очень важно, чтобы ребенок, наблюдая окружающий мир, с помощью родителей учился устанавливать качества и признаки вещей, что является важным средством для умственного воспитания, для развития мышления. Когда родители учат ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира, они постепенно помогают ему увидеть причинно-следственные связи.
Также для развития представлений об окружающем рекомендуем родителям специальные занятия с использованием картинок. Под руководством взрослого с помощью картинки у ребенка формируется более детальное восприятие представлений о предметном мире, расширяется кругозор, словарь ребенка, развивается зрительная фиксация, устойчивое внимание. При этом важно, чтобы картинка была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения. На основе работы с картинками учим родителей формировать простые умственные действия, начальные обобщающие понятия. Для этой цели используются также сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, так как работа с картинками тренирует и развивает внимание. Но на начальных этапах работы родители часто становятся в тупик в связи с тем, что ребенок не умеет сосредоточиться. Для этого учим родителей постепенно овладевать вниманием ребенка, опираясь вначале на непроизвольное внимание, живое восприятие, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, рассказы взрослых. В силу двигательных нарушений уровень развития познавательного интереса ребенка часто чрезвычайно низкий. Это в значительной степени определяет недостаточность активного внимания у детей и трудности обучения их в школе. Поэтому вместе с родителями развиваем у таких детей познавательную потребность, умение думать, положительное отношение к умственной работе через специальные упражнения, дидактические игры. Вместе с родителями учим детей не только наблюдать, но и дифференцировать и обобщать предметы и явления окружающего мира.
Один из вариантов таких занятий рекомендуем родителям работу с картинками в виде игры в лото, в ходе которой у ребенка формируются начальные обобщающие понятия, а также мыслительные операции по выделению различных предметов.
Развитие речи
В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, моторики и интеллекта, необходима совместная их стимуляция с целенаправленным формированием речевых навыков на всех возрастных этапах. На начальном этапе речевого развития предлагаем родителям учить детей умению манипулировать с предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение слов. Затем дома родители отрабатывают задания: показывают игрушки, выполняют определенные действия, сопровождая их словами и предложениями, стимулируя восприятие ребенка и произнесении доступных ему звуков, звукосочетаний или простых слов. Далее активизируют собственную игровую деятельность ребенка и речевую активность.
Предлагаем родителям обучать детей различным умениям и целенаправленным действиям, показываем и рассказываем, что нужно делать: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дома из кубиков, катать шарики и складывать их в коробки, раскладывать предметы по цвету. Таким путем у ребенка накапливаются речевые впечатления, и развивается способность подражать речи окружающих. Обязательно обращаем внимание родителей на то, что не следует принуждать детей к речи и торопить с ответом, так как это может вызвать у них повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, что резко затрудняет произвольное подключение голоса, а в дальнейшем способствует выработке негативизма и страха речевого общения. Поэтому детей с церебральным параличом побуждают к речи другими приемами: предлагаем родителям повторять за ребенком только что произнесенные им слова или вести односторонний диалог, во время которого взрослый спрашивает и сам отвечает на заданные вопросы. При этом обращаем внимание родителей на то, что они не должны повторять за ребенком аморфные слова (корни, сокращенные слова). Дети должны слышать только правильно произносимые слова и предложения.
Для развития фонематического слуха, слухового внимания, восприятия темпа и ритма речи предлагаем родителям чтение сказок по ролям, узнаванием голоса детей и взрослых, проведение специальных игр «Угадай, что звучит?», «Откуда слышится звук?», «Скажи как я», «Повтори».
В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Для этого предлагаем родителям ежедневно знакомить с новыми предметами, их словесными обозначениями в процессе игровой деятельности; постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит и слышит в данный момент, побуждать к правильному речевому подражанию. Также рекомендуем родителям специальные игры-занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках. При этом формируется целенаправленная организация речевой и познавательной активности ребенка, максимальная наглядность и совместная предметно-практическая и игровая деятельность взрослого и ребенка. Для усвоения новых слов, обозначающих качество предмета, предлагаем родителям учить ребенка сравнивать предметы, противоположные по свойствам, например, тяжелый с легким, твердый с мягким и т. д., учить понимать рассказы взрослых о вещах и событиях, связанных, в первую очередь, с его личным опытом, постепенно вовлекать его самого в процесс рассказывания. Для игр подбирают предметы, в которых вычленяемые качества представлены наиболее ярко. Для закрепления и активизации словаря рекомендуем родителям в свободное время упражнения по описанию предметов, отгадывание загадок, различные дидактические игры, обучение пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, а также повседневное общение с ребенком.
Сенсорное развитие
Дети с НОДА испытывают затруднения в формировании сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Исследования ученых показали, что уже с 1-го года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. Поэтому рекомендуем родителям систематически и в разнообразной форме проводить упражнения в различении и назывании цветов. Например: в процессе одевания взрослый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов. Для того, чтобы ребенок усвоил названия цветов, показываем, как на основе восприятия цвета можно научить ребенка производить умственные операции – подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределить их по этому признаку. Кроме этого, советуем родителям приобретать различные дидактические игры, которые помогают научить различать цвета и понимать их названия, группировать предметы по цвету. Упражнения на узнавание геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений у ребенка. Для знакомства детей с геометрическими формами советуем родителям использовать такие дидактические игры как «Доска Сегена» и «Почтовый ящик», которые способствуют развитию восприятия формы, т. к. ребенок должен соотнести фигуру по форме одной из прорезей и положить в каждую прорезь соответствующую фигурку.
Для различения и закрепления размеров предметов рекомендуем родителям игры-упражнения по конструированию: постройки башен из кубиков, собирание пирамидок с учетом величины колец. В этих играх формируются понятия «высокий-низкий», «большой-маленький», «длинный-короткий» и т. д. В совместной игре родители учат ребенка, как построить машину, гараж, домик, лесенку, постоянно закрепляя понятия размера, длины, высоты. Родителям объясняем, что игра с разборными игрушками (различными пирамидками, стаканчиками, матрешками) особенно важны для детей с двигательными нарушениями, т. к. в этих играх не только формируется представление о величине предмета, но и развивается манипулятивная деятельность рук, пространственные ориентировки. Во время игр дети приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым, у них развиваются элементы произвольного восприятия и способность к подражанию.
Обращаем внимание родителей, что ни в коем случае нельзя допускать механической деятельности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности с учетом его реальных возможностей. Работа с семьей направлена также на повышение уровня родительской компетенции и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка, продолжению коррекционной работы дома. Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком является важным методом коррекционно-педагогической работы, т. к. родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям при коррекции нарушений в психомоторном развитии. Эффективность их работы в качестве учителей своих детей исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
Нельзя забывать регулярно сообщать родителям об успехах ребенка. Даже небольшие успехи в развитии должны быть отмечены! При этом родитель не только убеждается во внимательном отношении педагога к ребенку, но и сам учится замечать динамику в развитии ребенка и радоваться его успехам.