Наталья Додонова
Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» - это детский сад общеразвивающего вида, численность воспитанников которого насчитывает 174 человека.
В ДОУ функционирует 9 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности, которые посещают как дети с нормой в развитии, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в ДОУ 31 детей с ОВЗ, из них:
- дети с нарушениями речевого развития (24 детей с ОНР, 5 детей с ФФНР);
- дети с задержкой психического развития (2 человека);
- дети-инвалиды (1 человек).
Темочки:
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети с ОВЗ – это дети с комплексными нарушениями развития, поэтому их полноценное, всестороннее развитие возможно только в условиях ком-плексного системного подхода, который включает в себя согласованную работу всех специалистов. В нашем дошкольном учреждении процесс сопровождения детей с ОВЗ осуществляется следующими специалистами: педа-гог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательной программой, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков, развитии психических процессов и укреплении здоровья детей.
Хочется поделиться опытом работы по взаимодействию специалистов при организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ОНР и ЗПР).
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и реализуется по следующим направлениям:
1) диагностическая работа
Специалисты определяют уровень речевого и психического развития детей, их индивидуальные особенности, совместно обсуждают результаты, опре-деляют направления коррекционно-развивающей деятельности в зависимо-сти от выявленных особенностей ребенка.
2) коррекционно-развивающая работа
На этом этапе специалисты, учитывая данные комплексной диагностики, определяют основные задачи развития детей, совместно подбирают мето-дический и дидактический материал, определяют методы работы. В ходе реализации коррекционно-развивающей работы используется принцип понедельного изучения лексических тем, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
К примеру, на начальных этапах коррекционно-развивающего воздействия с детьми с ЗПР важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений этой работы является развитие тактильных ощущений (дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура). Для этой цели педагог-психолог использует песочную терапию, рисование на световом столе, работу с кинетическим песком, а учитель-логопед продолжает данную работу, используя игры с крупами, суджок терапию, работу с бизибордами.
Учитель-логопед развивает мелкую моторику пальцев рук детей с ОВЗ, используя пальчиковую гимнастику, педагог-психолог продолжает эту работу, используя в работе с детьми кинезиологические упражнения.
Игры на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, пространственных представлений используются в работе, как педагогом-психологом, так и учителем-логопедом. Педагог-психолог формирует у детей умение ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно другого человека, в пространстве, на плоскости, ведет работу по формированию временных представлений, учитель-логопед решает те же задачи путем формирования предложно-падежных конструкций при пересказах и составлении рассказов.
3) аналитическая работа
Заключается в отслеживании эффективности коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве педагога-психолога и учителя-логопеда, установлении динамики развития ребенка.
4) консультативно-просветительская работа (психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников)
Педагог-психолог осуществляет консультативно-просветительскую работу по вопросам развития и воспитания детей, учитель-логопед – по вопросам развития речи детей. Мы практикуем совместные консультирование родителей в ситуациях, когда проблема ребенка имеет комплексный характер и касается работы обоих специалистов. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог-психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Деятельность музыкального руководителя и инструктора по физической культуре дополняет работу учителя-логопеда и педагога-психолога.
Музыкальный руководитель осуществляет коррекцию речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей, формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, использует игры на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе занятий инструктор по физической культуре использует игры на развитие пространственных представлений, произвольного поведения, игры-эстафеты на закрепление цвета и формы, дыхательную гимнастику. Особая часть работы – это упражнения на интеграцию двигательной и познавательной активности с использованием нестандартного оборудования (тренажеров, многофункционального тренажерного устройства «Бегущий жук»).
В течение года взаимодействие между всеми специалистами осуществляется в таких формах как: проведение открытых занятий, семинаров-практикумов, ведении проектной деятельности, участии в конференциях и т. д. Как итог совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Таким образом, эффективность процесса психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть достигнута путем ин-теграции - объединения усилий разных специалистов, взаимопроникновения их в деятельность друг друга с целью полноценного развития личности, успешной социализации детей данной категории, их относительной независимости и максимально возможной самостоятельности в окружающем мире.