Лучший педагог года

Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Наталья Додонова
Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» - это детский сад общеразвивающего вида, численность воспитанников которого насчитывает 174 человека.

В ДОУ функционирует 9 групп, из них 2 группы компенсирующей направленности, которые посещают как дети с нормой в развитии, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в ДОУ 31 детей с ОВЗ, из них:

- дети с нарушениями речевого развития (24 детей с ОНР, 5 детей с ФФНР);

- дети с задержкой психического развития (2 человека);

- дети-инвалиды (1 человек).

Публикация «Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Дети с ОВЗ – это дети с комплексными нарушениями развития, поэтому их полноценное, всестороннее развитие возможно только в условиях ком-плексного системного подхода, который включает в себя согласованную работу всех специалистов. В нашем дошкольном учреждении процесс сопровождения детей с ОВЗ осуществляется следующими специалистами: педа-гог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательной программой, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков, развитии психических процессов и укреплении здоровья детей.

Хочется поделиться опытом работы по взаимодействию специалистов при организации коррекционной помощи детям с ОВЗ (категории ОНР и ЗПР).

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и реализуется по следующим направлениям:

1) диагностическая работа

Специалисты определяют уровень речевого и психического развития детей, их индивидуальные особенности, совместно обсуждают результаты, опре-деляют направления коррекционно-развивающей деятельности в зависимо-сти от выявленных особенностей ребенка.

2) коррекционно-развивающая работа

На этом этапе специалисты, учитывая данные комплексной диагностики, определяют основные задачи развития детей, совместно подбирают мето-дический и дидактический материал, определяют методы работы. В ходе реализации коррекционно-развивающей работы используется принцип понедельного изучения лексических тем, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.

К примеру, на начальных этапах коррекционно-развивающего воздействия с детьми с ЗПР важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений этой работы является развитие тактильных ощущений (дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам: форма, материал, текстура). Для этой цели педагог-психолог использует песочную терапию, рисование на световом столе, работу с кинетическим песком, а учитель-логопед продолжает данную работу, используя игры с крупами, суджок терапию, работу с бизибордами.

Учитель-логопед развивает мелкую моторику пальцев рук детей с ОВЗ, используя пальчиковую гимнастику, педагог-психолог продолжает эту работу, используя в работе с детьми кинезиологические упражнения.

Игры на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, пространственных представлений используются в работе, как педагогом-психологом, так и учителем-логопедом. Педагог-психолог формирует у детей умение ориентироваться в сторонах собственного тела, относительно другого человека, в пространстве, на плоскости, ведет работу по формированию временных представлений, учитель-логопед решает те же задачи путем формирования предложно-падежных конструкций при пересказах и составлении рассказов.

3) аналитическая работа

Заключается в отслеживании эффективности коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве педагога-психолога и учителя-логопеда, установлении динамики развития ребенка.

4) консультативно-просветительская работа (психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников)

Педагог-психолог осуществляет консультативно-просветительскую работу по вопросам развития и воспитания детей, учитель-логопед – по вопросам развития речи детей. Мы практикуем совместные консультирование родителей в ситуациях, когда проблема ребенка имеет комплексный характер и касается работы обоих специалистов. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог-психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Деятельность музыкального руководителя и инструктора по физической культуре дополняет работу учителя-логопеда и педагога-психолога.

Музыкальный руководитель осуществляет коррекцию речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей, формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.

Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.

На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, использует игры на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.

Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе занятий инструктор по физической культуре использует игры на развитие пространственных представлений, произвольного поведения, игры-эстафеты на закрепление цвета и формы, дыхательную гимнастику. Особая часть работы – это упражнения на интеграцию двигательной и познавательной активности с использованием нестандартного оборудования (тренажеров, многофункционального тренажерного устройства «Бегущий жук»).

В течение года взаимодействие между всеми специалистами осуществляется в таких формах как: проведение открытых занятий, семинаров-практикумов, ведении проектной деятельности, участии в конференциях и т. д. Как итог совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Таким образом, эффективность процесса психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ может быть достигнута путем ин-теграции - объединения усилий разных специалистов, взаимопроникновения их в деятельность друг друга с целью полноценного развития личности, успешной социализации детей данной категории, их относительной независимости и максимально возможной самостоятельности в окружающем мире.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС доВзаимодействие с родителями в рамках реализации проекта «Каша — радость наша!» в соответствии с ФГОС до .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 7 мая 2023 в 23:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие специалистов в комплексном сопровождении детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Додонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД