Ануфриенко Анна
Взаимодействие специалистов детского сада в работе с заикающимися детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ лингвистической, специальной психологической, педагогической и логопедической литературы показал, что проблему заикания изучали такие исследователи как Г. Д. Неткачаев, И. И. Татарковский, Л. Я. Миссуловин, И. А. Поварова, Ю. О. Филатова, М. Е Хватцев, Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, О. В Правдина, Ф. А. Рау, Р. Е Левина и другие ученые.
Как утверждают Белякова Л. И. и Дьякова Е. А., заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, проявляющееся в виде судорожного состояния мышц речевого аппарата. Возникает это речевое расстройство, как правило, в период активного формирования речевой функции, то есть с двух до шести лет. [2]
Публикация «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с заикающимися детьми» размещена в разделах
Архипова Е. Ф. отмечает, что заикание относится к группе тяжелых нарушений речи и при появлении данного речевого нарушения, ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для обследования, с целью оформления заключения и определения индивидуального образовательного маршрута. В заключении ПМПК формулирует выводы: необходимо ли для этого ребенка создание специальных образовательных условий в условиях дошкольного образовательного учреждения или нет. Также в зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации психолого-медико-педагогическая комиссия указывает вид адаптированной программы для такого ребенка, которую должно разработать ДОУ и по которой он будет получать образование.
Когда же ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, начинается проведение лечебно-педагогического комплекса по преодолению заикания, состоящего из двух блоков. Первый блок включает в себя лечебно-оздоровительные мероприятия, которые проводятся врачами при помощи специальных медикаментов, лечебных процедур, лечебной физкультуры и т. д.
Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В процессе этого воздействия принимают участие все участники педагогического коррекционного процесса в ДОУ, а также родители ребенка с заиканием. Все педагоги ДОУ осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей, которые в свою очередь основываются на АОП, подобранной для конкретного ребенка. [1]
Волосовец Т. В. в своем пособии отмечает, что основными задачами для логопеда и воспитателей являются: преодоление заикания, развитие свободного речевого общения, формирование личности ребенка.
Логопед каждый день проводит занятия в утреннее время. Данные занятия могут быть как фронтальными, так и подгрупповыми. Также проводятся и индивидуальные занятия по коррекции нарушенного звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и по закреплению полученных навыков свободной от заикания речи. Воспитатель также каждый день проводит занятия в утреннее и вечернее время со всеми детьми. Время занятий варьируется от 30 до 45 минут, в зависимости от возраста детей и обязательно предусматривает перерыв или физкультурную паузу, длительностью 5-7 минут, во время которой дети отдыхают, занимаются несложными физическими упражнениями. В процессе индивидуальных занятий воспитатель выполняет задания, которые логопед разработал и подробно расписал в индивидуальной тетради ребенка. Среди этих упражнений могут быть задания на развитие мелкой моторики, развитие органов артикуляционного аппарата, лексико-грамматические задания и так далее. Продолжительность индивидуального занятия с воспитателем не должна превышать 10-15 минут. Также воспитатель проводит подгрупповые занятия по закреплению навыков правильного звукопроизношения на завершающем этапе коррекции. В процессе дидактических игр, режимных моментов и занятий, проводимых воспитателем, дети с заиканием упражняются в доступной самостоятельной речи без запинок. Основой для этого являются навыки, которые были приобретены детьми на логопедических занятиях. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно с этим учит детей давать краткие или развернутые ответы на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. В период ограничения речи воспитатель следит за соблюдением режима дня, организацией спокойных игр, не требующих речевой нагрузки. [4]
Жулина Е. В. в своей статье описывает особенности работы узконаправленных специалистов детского сада. Психолог проводит психологическую диагностику детей, после чего предоставляет информацию логопеду, воспитателям и родителям по индивидуально-психологическим особенностям каждого заикающегося ребенка. Проводит различные упражнения и игры, которые направлены на формирование умения владеть собой, своей речью в различных бытовых ситуациях. Рекомендует подбор различных упражнений, игр для тренировки умения, а также на формирование навыка контроля своего эмоционального состояния. Занимается воспитанием правильного отношения к речевому дефекту. Предотвращает возникновение логофобии – боязни речевого общения у детей. Музыкальный руководитель в свои занятия включает упражнения на развитие темпо-ритмической организации речи, упражнения с элементами логоритмики. Применяет на занятиях с заикающимися детьми ритмизированную речь (стихи, проза) с движениями и без движений, мимико-артикуляционные движения, пальчиковую гимнастику. Совместно с воспитателями занимается подготовкой детей к участию в концертах, утренниках и т. д. Проводит различные консультации для логопеда и воспитателей по развитию плавности и ритмичности речи детей. Инструктор по физической культуре в свои занятия включает упражнения на развитие общей и мелкой моторики, упражнения на координацию речи с движениями. Занимается формированием навыков правильного дыхания у заикающихся детей, посредством дыхательной гимнастики. Участвует в проведении различных консультаций. Дает рекомендации родителям, какие упражнения стоит выполнять дома, чтобы у ребенка с заиканием не возник дефицит двигательной активности. [5]
Волкова Г. А. утверждает, что в процессе занятий каждый специалист, включенный в процесс комплексного устранения заикания, должен уделять внимание развитию у заикающихся детей способности к самостоятельной оценке проделанной ими работы, так как это умение позволит спокойнее относится к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых и сверстников. [3]
Не маловажными участниками коррекционного процесса являются родители. Поэтому весь комплекс работы должен строиться в тесном взаимодействии с ними. Для этого логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре проводят групповые и индивидуальные консультации, где подробно рассказывают как вести себя с ребенком, имеющим такое речевое нарушение, как заикание, какие упражнения стоит выполнять с детьми, в какие игры играть, как правильно организовать режим дня и насколько это важно для коррекционного процесса. [5]
Таким образом, для того чтобы коррекционный процесс по устранению заикания у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения прошел успешно, логопеду, воспитателю, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре и родителям необходимо осуществлять совместное планирование занятий, соблюдать преемственность и согласованность действий, следовать индивидуальному образовательному маршруту, установленному на ПМПК.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Если ребенок заикается/ Е. Ф. Архипова// СДО. 2016. №6 (68). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/esli-rebenok-zaikaetsya ( дата обращения: 21.12.2023).
2. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — М. : В. Секачев, 1998
3. Волкова, Г. А. Заикание и дизонтогенез. Методы изучения и преодоления речевых расстройств/ Г. А. Волкова — СПб., 1994.
4. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др. ]; Под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
5. Жулина, Е. В., Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ /Е. В. Жулина, А. А. Проскурякова// Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-zaikayuschihsya-detey-na-protyazhenii-vsego-perioda-obucheniya-i-vospitaniya-v-dou ( дата обращения: 21.12.2023).