Аня Ивановна Ойношева
Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях.
Автор Ойношева А. И, воспитатель
Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственного развития дошкольников в семье. Автор рассматривает воспитание детей как процесс творческий и процесс двуединый, где происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей).
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Ключевые слова: нравственная культура, нравственное воспитание, народные традиции, взаимосвязь семьи и ДОУ, развитие личности.
Сегодня перед человечеством встала проблема нравственного оздоровления общества. Огромная сложность решения этой проблемы поставила перед дошкольными образовательными учреждениями задачу более активного использования всех средств, форм и методов нравственного воспитания, особенно народной педагогики, поиска нового типа взаимосвязи с семьей.
Основной базой нравственного развития дошкольников является семья, где у ребенка формируется социально-ценностная способность к сопереживанию и сочувствию. Эффективность нравственного воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей.
Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на лучших алтайских народных традициях мы построили по принципу взаимопроникновения двух социальных институтов - семья и ДОУ, при этом выделили две формы их взаимодействия : коллективную и индивидуальную. Одним из важнейших условий эффективности использования алтайских народных традиций в нравственном воспитании дошкольников являются педагогическое просвещение родителей и реализация программы совместной воспитательной деятельности семья и ДОУ.
Какие требования предъявляет алтайская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.
С целью педагогического просвещения родителей, мы использовали следующие формы работы: семинары по ознакомлению с алтайскими народными традициями, обычаями, праздниками; общие и групповые родительские собрания, где изучается передовой опыт воспитания детей в семье; совместная кружковая работа с родителями по изучению народных ремесел; участие родителей и родственников детей в организации и проведении детских праздников с привлечением элементов алтайских народных традиций.
Использование таких форм работы с родителями дает возможность расширять их знания в области нравственного воспитания детей в семье и развивать их педагогические умения: правильно организовать быт и жизнедеятельность детей в семье; общаться с ними, учитывая возрастные и индивидуальные особенности; успешно использовать методы семейного воспитания в различных ситуациях.
Воспитание детей – процесс творческий и процесс двуединый: в нем происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей)
Взаимодействие семьи и ДОУ должно строиться на следующих основных принципах:
- единство в работе семьи и ДОУ по нравственному воспитанию детей на прогрессивных народных традициях;
- взаимодоверие в отношениях между педагогами и родителями, укрепление авторитета родителей, педагога в семье, родителей в ДОУ;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
- изучение лучшего опыта и традиций воспитания детей в семье, его пропаганда среди широкого круга родителей, использование в работе ДОУ прогрессивных методов семейного воспитания;
- использование разнообразных форм работы семьи и ДОУ в их взаимосвязи;
- планомерное осуществление связи семьи и ДОУ в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Предполагаемый результат работы :
- разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой
- разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики
-подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.
Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в алтайском народе : «Чага байрам», «Эл-ойын», «Дылгайак», «Кумужек», «Кок бору» и др.
Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры в семье, в ДОУ, поддерживая их интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком на всю жизнь.
Ссылки на источники
1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под. ред. Т. И. Оверчук,М. ,2004. С. 13-22.
2. Е. Н. Тобоева, О. Ф. Шадрина «Реализация этнокультурной составляющей образования в дошкольных образовательных учреждениях», Горно-Алтайск,2012 г
3. Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибуллина, Н. И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. Казань, 2010.
4. Островская Л. Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание. -№5-1997.-С. 23-25.
Список литературы
1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов /Под. ред. Т. И. Оверчук,М. ,2004. С. 13-22.
2. Педагогический вестник Республики Алтай № 14, 2009г, «Воспитание дошкольников на народных традициях»
3. Т. Ф. Бабынина, И. З. Хабибуллина, Н. И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. Казань, 2010.
4. Островская Л. Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание. -№5-1997.-С. 23-25