Татьяна Яцунова
Взаимодействие семьи и ДОУ по духовно-нравственному воспитанию современного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и ДОУ по духовно-нравственному воспитанию современного ребенка
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» пгт Каменка Каменского муниципального района Воронежской области
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА
Яцунова Татьяна Владимировна, воспитатель
пгт Каменка 2018 г.
Оглавление
I. Введение …. 3 стр.
II. Основная часть …. 3 стр.
III. Заключение …. 8 стр.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ по духовно-нравственному воспитанию современного ребенка» размещена в разделах
IV. Список используемых источников … 9 стр.
I.Введение
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Именно поэтому крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие духовно здорового человека.
I. Основная часть
В нашем детском саду были определены цели и задачи для организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников.
Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения.
Педагогом проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию со второй младшей группы, содержание занятий определено перспективно-тематическим планированием,
Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровую: проведение пальчиковых, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия : врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».
В культурно-эстетическом блоке музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по хореографии обогащают впечатления детей, происходит знакомство с народным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители и духовный наставник «Святая Пасха», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «Покрова пресвятой Богородицы».
Система «педагог – родители»
Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях.
Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве выступающих священнослужителей.
Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.
Система «педагог – дети – родители – церковь»
Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Поэтому воспитатели объясняют родителям необходимость для детей не только знаний о православной культуре, но и их духовной жизни в Церкви. Дети встречают батюшку в храме и на праздниках в детском саду, задают ему вопросы, делятся впечатлениями.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты.
В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысился духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
II. Заключение
В заключение можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников : дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Список используемых источников:
1. Азбука нравственного воспитания : Пособие/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М. : Просвещение, 1997;
2. Даведьянова, Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. — Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
3. Давыдова, Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004;
4. Измайлова, А. Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. — Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Карпов, И. А. Азбука нравственного воспитания/ М. : Просвещение,1979.