Светлана Гринина
Взаимодействие семьи и ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – храм, не только мастерская,
Где не учли такого пустяка,
Что можно все тычинки различая
Не полюбить не одного цветка.
Ну, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою «на ты».
Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться
Поймете вдруг, о чем поют цветы.
И. Истомина
Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относится [2, с. 3].
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из основных задач экологического воспитания является приобретение детьми знаний об окружающем мире, природе слагающиеся в экологическую культуру дошкольника [1, с. 227].
Дошкольный возраст – самое оптимальное время для начала экологического воспитания, ведь знания, полученные именно в этот период, в дальнейшем могут перерасти в прочные убеждения.
На данный момент экологическое воспитание является приоритетным направлением в работе дошкольных образовательных организаций, поэтому перед педагогами встает задача о необходимости вовлечения родителей в этот процесс, показать им необходимость сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании экологической культуры детей. Ведь именно семья оказывает большое воздействие на формирование мировоззрения ребенка. В связи с этим данную задачу можно реализовать только при тесном сотрудничестве с семьей.
Бережное отношение детей к природе, возможно, воспитать только на личном примере и лишь в том случае, если сами родители обладают экологической культурой. Дети дошкольного возраста восприимчивы к окружающей действительности и копируют модель поведения взрослых.
Взаимодействие педагогов с родителями должно быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям – лично значимой для них [3, с. 88].
Исходя из этого, для формирования экологической культуры дошкольников применяются определенные формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. Информация для родителей представляется педагогом в ненавязчивой форме, располагая к тесному сотрудничеству. Остановимся подробнее на некоторых формах работы.
Чтение детской художественной и научной литературы лежит в основе формирования внутреннего мира ребёнка. Яркий, образный язык произведений повышает познавательный интерес детей к природе. А знакомство с особенностями природы через литературные произведения позволяет формировать культуру поведения в природе, осознание необходимости беречь и любить ее.
Для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Они позволяют накопить у детей представления о явлениях природы, которые протекают длительное время. Родители и педагоги знакомят воспитанников с изменениями природы по сезонам года, проводят наблюдения за живой и неживой природой, элементарные эксперименты. Все это способствует появлению у детей чувства прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание беречь ее и охранять.
Форма работы – коллекционирование – помогает детям быть более внимательными, наблюдательными, знакомит с различными объектами природы, расширяет кругозор, прививает любовь к окружающему миру. А если родители одобряют и разделяют увлечение своих детей, то собранный коллекционный материал можно использовать в качестве наглядного материала в образовательной деятельности детского сада.
Потребность дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих потребностей можно реализовать и с помощью изобразительного искусства. Ведь в изобразительной деятельности происходит развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышление и, как результат, формирование экологической культуры дошкольника [4, с. 26].
Особое место в экологическом воспитании занимают экскурсии. Экологически просвещенные родители знакомят детей с растениями, животными, местами и условиями их обитания не только в зоопарках и дендрариях, но и на выставках животных, в семейных походах в лес, на озеро, развивая тем самым, наблюдательность и любовь к природе.
Родители, приобщая детей к труду в природе, способствуют развитию у них наблюдательности, любознательности, пытливости, а так же вызывают интерес к объектам природы, что расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для установления простейших связь между условиями, образом жизни живых организмов в природе и способами ухода за ними.
Принимая участие в экологических проектах, родители помогают своим детям решать определенные задачи, поставленные в процессе исследования, обобщать полученные материалы, делать выводы. Вследствие чего формируется экологическая грамотность ребенка, безопасное поведение, как для природы, так и для здоровья окружающих.
Участие в экологических акциях способствует формированию экологического сознания дошкольников и их родителей : ответственное отношение к окружающей среде, как к неотъемлемой части человечества, понимание неразрывной связи человека и природы, а также использование этой связи в практической деятельности.
Совместная деятельность с родителями способствует установлению общности интересов всех участников педагогического процесса по вопросам познания природы [5, с. 79]. Ведь только работая с семьей в одном русле, только сообща можно решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека с большой буквы.
Список литературы.
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352с.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/ З. Ф. Аксенова – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя).
3. Жерневская, Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников/ Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - № 3. – с. 87-94.
4. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 96с. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М. : АРКТИ, 2001. – 128с.