Ольга Юрьевна Савичева
Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями – дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребёнка, но с необходимостью тесного сотрудничества с его семьёй. На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» была создана лекотека.
Публикация «Взаимодействие с семьёй в условиях лекотеки» размещена в разделах
Основные задачи, которые лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка (в понимании его особенностей, проблем и ресурсов, содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка, поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком, обучение родителей и оказание психологической помощи. Специалисты лекотеки осуществляют психологическое сопровождение семьи преимущественно в процессе игровой деятельности. Наряду совместного посещения игровых занятий с ребенком, где уделяется время беседе с родителями, для решения этих задач родителям в лекотеке предлагается индивидуальное консультирование и групповая работа.
Индивидуальное консультирование родителей могут осуществлять разные специалисты лекотеки. Педагог-психолог лекотеки осуществляет консультирование родителей по следующим темам: «Организация жизнедеятельности и воспитания ребёнка с аутизмом», «Если в семье ребёнок с задержкой психического развития», «Психологическое сопровождение детей с ОВЗ как условие развития личности ребёнка», «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья». Учитель-логопед консультирует родителей по таким вопросам, как «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи», «Особенности развития речи у детей с нарушением зрения», «У вашего ребёнка задержка речевого развития. Что делать?».
Групповая работа для родителей в лекотеке направлена на решение нескольких задач:
формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;
формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается помощь ребенку;
развитие у родителей потребности к повышению своего культурного уровня и психолого-педагогической грамотности.
Основная форма организации работы с родителями – групповая (проведение семинаров, собраний, круглых столов и др.). Мы знакомим родителей с разнообразной полезной информацией, связанной с особенностями развития ребенка, его обучения и воспитания. По запросу проводим индивидуальные беседы: «специалист-родитель», «специалист-ребенок-родитель».
Используем в работе с родителями формы наглядной информации:
1. Информационные стенды для родителей. На этих стендах размещена информация общего характера.
2. Тематические стенды для родителей, где изложена в краткой и доступной форме информация об особенностях психического развития детей, рекомендации по преодолению тех или иных проблем в жизни ребенка и его семьи.
3. «Настольная» информация. Эта форма работы используется в местах ожидания детей (книги, брошюры, папки с рекомендациями специалистов).
4. Папки-передвижки помогают более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания.
5. Тематические выставки и экспозиции с результатами творческой деятельности детей – с помощью этой формы работы родителям демонстрируются успехи детей, а также показывается, что у детей с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно развить творческие способности.
Опыт работы специалистов нашего учреждения показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и пониманию данной жизненной ситуации. Взгляд родителей на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов, а неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не адекватно оценивают возможности ребенка в воспитании детей. Очень часто самостоятельно не справляются со сложившейся ситуацией и нуждаются в адекватной поддержке специалистов, в частности психолога. Психологическая помощь направлена на формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательной компетентности родителей. Вся эта деятельность родителя, направленная на ребенка, помогает ему излечиваться от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
Групповая форма является одной из самых эффективных. Занятия проводятся один раз в неделю. При групповой форме психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого участника занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников, а также предполагает совместное участие родителей и детей на занятиях. Работа в группе направлена на активное присвоение и использование родителями в реальных жизненных обстоятельствах нового опыта, ведущего в дальнейшем к самопознанию их собственных потенциальных возможностей. Задачами психокоррекции являются:
• формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ОВЗ;
• коррекция взаимоотношений в диаде родитель-ребенок;
• коррекция нарушенного психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
• гармонизация внутрисемейных отношений.
Сопровождение семьи в лекотеке проходит в рамках семейно-ориентированного подхода, который даёт возможность учитывать не только особенности ребёнка, но и семьи, то есть работать с системой «ребёнок-родитель» и активно вовлекать родителей в работу по развитию ребёнка. В работе с семьёй в рамках семейно-ориентированного подхода специалисты стремятся создавать условия для того, чтобы родители сами формулировали запрос к специалисту, активно участвовали в обследовании ребёнка, вместе со специалистами планировали индивидуально-ориентированную программу работы с семьёй и участвовали в реализации этой программы.
Работа с группой родителей имеет свои преимущества. В группе создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, узнавания разных точек зрения, получения обратной связи о собственных идеях и представлениях. Специалист ведущий групповую работу с родителями тщательно подбирает родителей по их готовности к участию в группе и по характеру волнующих их проблем. Я использую такие формы групповой работы как родительский семинар и тренинг.
Родительский семинар решает задачу обучения. В нём могут принимать участие до 10-12 родителей. Семинар может состоять из нескольких встреч продолжительностью 1-3 часа.
В нашей лекотеке за минувший год было проведено более 10 родительских семинаров, темы которых были сформулированы по запросам самих родителей, а именно: «Гиперактивные дети», «Типы материнского поведения», «Как справиться с детской агрессией?», «Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста», «Какие игрушки необходимы детям с ОВЗ». А также семинары-практикумы: «Играем пальчиками», «Я и мой ребёнок».
Тренинг для родителей направлен на решение задач психологической поддержки, преодоления проблемных ситуаций, дезадаптивных форм поведения. Оптимальное количество участников тренинга 4-6 родителей. Тренинг может состоять из нескольких встреч продолжительностью не менее 2-х часов.
За прошедший учебный год всего было проведено 6 тренинговых занятий, среди которых были на такие темы: «Учимся понимать друг друга» - совместный тренинг родителей и детей направленный на повышение коммуникативных навыков; «Как справиться с агрессией?» - цель тренинга состояла в разработке с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии; «Тренинг ассертивности» - направлен на развитие способности не зависеть от внешних оценок и влияний.
Опрос родителей показал, что постоянное взаимодействие со специалистами лекотеки (получение информации о проблеме, освоение методов и форм работы с ребёнком, участие в работе родительских групп, общение с семьями других детей) повышает уверенность родителей в собственных силах, способствует снятию тревожности, снижает уровень стресса у родителей, способствует формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.
Важно, чтобы в результате работы сложились доверительные отношения, и установилась «обратная связь» с семьей. Как правило, в диалоге каждая из общающихся сторон берет всю ответственность за собственные решения и действия. Сотрудничество с родителями – это непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.