Приложение МААМ

Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС

Мария Халявина
Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29 «Рябинка»

Опыт работы на тему:

«Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Подготовила воспитатель : Халявина М. А.

Саров 2022г.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие с ними просто невозможно без учетов интересов и запросов семьи. Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОУ.

Нужно учитывать, что под взаимодействием, в широком понимании, этого термина понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определенной целью. Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:

1) Функционально – ролевая, где участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны четко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребенка;

2) Личностная, где педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь четкую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы, а родители должны принимать педагога, как личность со своими интересами, особенностями.

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений. Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются :

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.

Принцип 5. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Одной из текущей годовой задач нашего ДОУ, на сегодняшний день, является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Но необходимо понимать, что педагоги ДОУ в работе с родителями сталкиваются с объективными трудностями. Во – первых, это взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во – вторых, большинство родителей -занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в семинарах, тренингах и других видах специально организованной работы в ДОУ. Зачастую они считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт работы показывает, что этого категорически не достаточно. В связи с этим в начале учебного года мы составляем план работы с родителями, в нё м намечаем мероприятия различного характера: информационного, познавательного, ознакомительного и просветительского. В своей работе взаимодействие с родителями мы целесообразно выстраиваем в 3 этапа:

1. Приятно познакомиться. 2. Будем дружить. 3. Давайте узнавать вместе.

Это взаимодействие реализуется посредством разных форм: традиционные: коллективные (родительские собрания, групповые консультации, семинары – практикумы, консультирование, конференции, круглый стол,

индивидуальные (беседы, индивидуальные консультации,

наглядные (папки – передвижки, выставки, стенды, день открытых дверей,

и нетрадиционные:

информационно – аналитические (почтовый ящик, мини – сочинение, анкетирование, тренинги, совместные конкурсы, выставки,

познавательные (мини – библиотека для родителей, наша коллекция, мини – музей, совместные проекты, флеш – карты, родительский лекторий, тематические конференции, презентация опыта семейного воспитания,

досуговые (семейный театр, творческие мастерские, выставка творческих работ родителей и детей, семейный клуб, мастер – класс,

наглядно – информационные (фотовыставки, просмотр видеороликов, выставки детских работ, презентации, бюллетени, анкетирование).

Рассмотрим каждый этап более подробно:

1 этап «Приятно познакомиться».

Первое знакомство родителей с ДОУ проходит посредством изучения сайта ДОУ (где изучаются достижения группы; фото и видео альбом; информация о мероприятиях, интервью, электронное портфолио педагога и другие интересные материалы). Стало традицией проведение общего родительского собрания с родителями будущих воспитанников «В детский сад – в первый раз», на котором родителям специалистами и воспитателями даются различные рекомендации по подготовке и адаптации детей к детскому саду.

До начала полного посещения группы родитель совместно со своим ребенком проходит процесс адаптации, где педагогом выстраивается эффективный процесс взаимодействия с семьей, для того, чтобы максимально глубоко изучить ее, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволяет выстроить систему дифференцированной работы с семьей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей.

2 этап «Будем дружить».

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является групповое родительское собрание. Хочется отметить, что мы ушли от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Используем такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления переходим к дискуссии, в качестве примеров используются моменты из жизни группы, включается инсценирование фрагментов из практики воспитания детей (фильм об НОД, практические задания, игры. Также на родительском собрании выбирается группа родителей «родительский комитет», которая занимается просвещением вопросов сотрудничества педагогов и родителей. Следующим шагом является презентация группы, она проводится с целью ознакомления родителей с условиями группы, программой развития детей данной группы, а так же особенностями организации различных видов детской деятельности. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, а так же имеют возможность изучить особенности построения предметного пространства группы. Другим этапом взаимодействия с семьями воспитанников является беседа – наиболее доступная форма связи педагога с родителями, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Если беседа возникает стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители имеют возможность в результате беседы получить новые знания по вопросам обучения и воспитания своих детей, беседа повышает чувство ответственности за воспитание детей у родителей.

3 этап «Давайте узнавать вместе». Как наиболее важный на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.

Следующая форма взаимодействия, которую мы используем в своей работе это – консультации. Они по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой – то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённым возрастным этапом, потребностями и интересами родителей воспитанников. Одной из наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями является семинар – практикум. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары – практикумы включают элементы: педагогической гостиной («Пальчиковые игры как средство развития речи для детей раннего возраста», мастер – классов («Чем занять ребенка дома – лепка из соленого теста», «Нетрадиционные формы рисования»). Для установления наиболее полного контакта сотрудничества с родителями в нашем ДОУ проходит день открытых дверей, когда в этот день родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т. д. День открытых дверей много дает родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса. Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей носит не только показательный, но и учебный характер. Еще в группе имеются стенды для родителей – что является традиционным средством наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы и папки – раскладушки. Отсюда родители получают материалы информационного характера: сведения о режиме дня группы, сетка НОД, меню, объявления различного характера; материалы педагогического характера: консультации по различным темам, рекомендации; консультации специалистов: советы и рекомендации медицинского работника, музыкального руководителя; выставочный стенд, где помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня; шаблон объявлений: на нём помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, объявления различного характера и др.). Для ознакомления с различной тематической информацией охватывающей разные вопросы воспитания и обучения в группе имеются папки – раскладушки, папки – передвижки. Родители получают памятки, бюллетени. Проводим анкетирование на различные темы: «Адаптация глазами родителей», «Выявление удовлетворенности родителей работой ДОУ и педагогического коллектива» и т. д. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки: фотовыставки по темам «Жизнь детей в детском саду», «Летний отдых», «Мама, мамочка, мамуля», «Настоящие мужчины», «Наша дружная семья», «Его величество горшок», «Наша дружная семья», «Мой ребенок с пеленок» и т. д. Следующий этап взаимодействия с родителями осуществляется через выставки совместного творчества взрослых и детей «Осенняя фантазия», «Елочка – колючая иголочка», «Рукотворное чудо» и т. д. Эти выставки предоставляют возможность родителям и детям организовать совместную деятельность. Не забываем и про не традиционные формы сотрудничества: родители пишут сочинение на тему «Если бы я был воспитателем». Также используется форма взаимодействия как информационная корзина (родительская почта) и тетрадь отзывов, чтобы каждый родитель в удобное для себя время мог внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы.

В течение года мы используем и другие формы по привлечению родителей к процессу воспитания и обучения детей в детском саду. Это:

• Информирование родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.

• Приглашение к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Родители принимают активное участие в городских конкурсах: «Любимое блюдо моей семьи», «День снега», фотомарафоне «Малыш и папа».

• Проведение совместных субботников по благоустройству территории ДОУ в разные времена года, изготовление нестандартного оборудования (физкультурный центр, изготовление костюмов, игрового материала, участие в организации конкурса «Здравствуй малыш», «Мини – музей деревянной игрушки», видеосъемка, проведение акций «День Победы», организация и проведение выпускного праздника.

• Участие родителей в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей (сказка «Репка», «Курочка Ряба», «Рукавичка» и т. д.)

• Участие в улучшении материально – технической базы ДОУ.

В свою очередь мы не забываем и про благодарность родителям за активное участие в жизни нашей группы.

В ходе проведенной работы получены результаты:

• Повысился уровень родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания;

• Повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

На данном этапе работы продолжается поиск действенных форм включения родителей воспитанников в сотрудничество с ДОУ.

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, и первый социальный опыт будет успешным.

Используемая литература:

1. Д/в №1 2014 «Взаимодействие семьи и д/с как средство реализации ФГОС ДО».

2. Д/в №1 2015 «Взаимодействие с семьей».

3. Методист ДОУ №15/2015 «Социальное партнерство семьи и д/с».

4. Методический портфель ДОУ «Организация сотрудничества ДОО с родителями», 2015.

5. Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья в условиях внедрения ФГОС» под ред. Гладковой Ю. А.

6. Управление ДОУ 5/2015 «Партнерство семьи ид/с с позиции управления ДОО».

7. Управление ДОУ 2/2015 «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО».

8. Управление ДОУ 4/2013 «Я – компетентный родитель».

Публикации по теме:

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Положение о взаимодействии МБДОУ с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС до 1 часть 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения., (далее.

Положение о взаимодействии МБДОУ с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС до продолжение 4. Общие подходы к педагогическому сопровождению развития ребёнка 4.1. Общие требования к педагогическому сопровождению развития ребенка:.

Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС» В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня ВидеоВзаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел»Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел» Проект по организации совместной деятельности с семьей. «ОКЕАН ДОБРЫХ ДЕЛ» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Перспективный план работы с родителями (или лицами, их заменяющими) Взаимодействие с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (или лицами, их заменяющими) Форма работы с родителями Название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 31 октября 2022 в 23:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Мария Халявина (УИ 383112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД