Ольга Григорьева
Взаимодействие с родителями в контексте ФОП ДО (из опыта работы)
▼ Скачать
С 1 сентября текущего учебного года все дошкольные учреждения нашей страны начали реализацию Федеральной образовательной программы, которая нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе. В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Публикация «Взаимодействие с родителями в контексте ФОП ДО (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственно- деятельностное участие их в образовательных событиях.
Субъектная позиция родителей успешно формируется при наличии следующих условий:
- высокая мотивация педагогов;
- планомерная и целенаправленная работа по вовлечению семьи в «жизнь» детского сада и сближение с интересами семьи;
- формирование традиций группы в совместной досуговой деятельности;
- побуждение и поощрение родительской активности и поддержка их инициативы.
И сегодня я хочу представить модель взаимодействия с родителями, сложившуюся в группе детей среднего дошкольного возраста.
Особенностью нашей модели является осуществление всех форм работы с родителями на основе деятельностного подхода. Представленные формы работы раскрепощают взрослых, сплачивают детский сад и семью, позволяют проявлять и поддерживать инициативу друг друга.
В современной дошкольной практике все чаще встречается понятие «ленивый воспитатель», описывающее педагога, уверенного в себе и дающего детям возможность развития чувства собственной эффективности и свободы действий, независимости, ответственности и уверенности в себе. Я стремлюсь быть ленивым воспитателем не только по отношению к детям, но и взаимодействуя с родителями.
В нашей группе сформирован Родительский совет, который способствует объединению усилий семьи и детского сада в вопросах обучения, развития и воспитания детей. Обращаясь к председателю Совета с любым вопросом относительно организации воспитательно-образовательного процесса, я могу быть уверена, что все родители будут информированы должным образом, пройдет обсуждение, будут приняты во внимание мнения каждого из них, а итогом станет определенное действие, которое удовлетворит всех.
Таким образом, родители, иногда не до конца осознавая степень своего участия в жизни группы, ее и организовывают. А я могу побыть тем самым ленивым воспитателем…
В процессе взаимодействия с Советом зачастую родители инициируют какие-то события. Например, стали традиционными посещения театральных представлений. Лишь один раз мы предложили родителям провести выходной день в атмосфере творчества, музыки и красоты. А теперь получаем приглашения на уже организованные спектакли. Вот они, долгожданные проявления субъектности…
Традиционными в нашей группе стали акции различной направленности с участием родителей. Так, накануне празднования Дня дошкольного работника проходила акция «Неделя активных родителей». Все желающие могли в эти дни освоить новую профессию и провести любые режимные моменты с детьми или образовательную деятельность, заменяя воспитателя и младшего воспитателя на группе.
Одна из мам совершила с ребятами путешествие в первобытное общество, рассказав в интересной форме о жизни первых людей. Дети смогли на время перевоплотиться в древних художников, рисуя настоящими угольками. Это было захватывающе!
На следующий день в гости к ребятам пришла вторая мама, которая познакомила детей с разнообразным миром камней. Маленькие геологи слушали с интересом рассказ о видах камней, их свойствах, рассматривали частички природы. В завершение встречи каждый из ребят создал свой собственный кристалл. Дети были в восторге!
Все участники акции получили Сертификаты о прохождении краткосрочных курсов профессиональной переподготовки по специальности «Воспитатель».
Самая главная цель акции была достигнута: побывав в роли воспитателя, родители смогли по достоинству оценить непростой труд педагога.
Ко Дню народного единства состоялась акция, в которой приняли участие и дети, и родители, и педагоги. Суть ее в следующем: нужно было вписать в большую открытку поздравление на одном из языков народов, живущих в нашей необъятной стране. Как сияли глаза ребят, гордо следивших за тем, как их мамы пишут на незнакомом им языке, как радовались дети, внося свой вклад в создание открытки! И как счастливы были педагоги, наблюдая за тем, как в едином порыве взрослые и дети готовятся ко Дню народного единства!
Накануне главного зимнего праздника объявлен старт еще одной акции «Наш веселый Новый год!». Идея ее родилась благодаря одной из мам, которая спросила, не пригодятся ли в группе фигуры Снеговика и елок. Мы никогда не отказываемся, тем более, что приближается волшебный праздник – Новый год. Фигуры получены… И начался активный мыслительный процесс: нужно придумать, как их творчески использовать. Родилась идея – создать праздничную фотозону, а затем представить всем фотографии, сделанные в новогодней атмосфере. Сказано – сделано. Добавили фон, аксессуары, украшения, и родители активно стали делать фотографии, внимая просьбам своих детей. Получившаяся выставка создала атмосферу радости, веселья, ожидания праздника.
Родители в нашей группе – не сторонние наблюдатели, а полноценные участники воспитательно-образовательного процесса, для ведения которого просто необходима правильно организованная среда. В данном вопросе родители – наши первые помощники, которые активно обустраивают развивающую предметно-пространственную среду как в помещении группы, так и на прогулочном участке.
16 декабря в мире отмечали День покорения вершин. Это праздник не только альпинистов и скалолазов — покорителей высот в буквальном смысле этого слова. Это праздник всех, кто стремится к новым вершинам личностного и карьерного роста, не опускает руки на пути к цели. Это прекрасный день для начала давно задуманного дела, которое постоянно откладывалось.
Я предложила родителям этот субботний день провести в детском саду, создавая зимнюю сказку на прогулочном участке. Предложение было принято с энтузиазмом, и 6 семей творили в едином порыве, покоряя свои вершины, впервые создавая фигуры из снега. И теперь на нашем прогулочном участке живет огромный снежный волшебный дракон Вася (так его назвали ребята, подобного которому нет в нашем городе.
Я считаю, что очень важно побуждать родителей к действию, но не менее значимо поощрение их активности. Даже за самое, казалось бы, незначительное действие, направленное на улучшение жизни в группе, я благодарю родителей. Обязательно всех. И в присутствии других родителей. Особенно запоминаются благодарственные письма. Говоря «спасибо», я признаю их индивидуальность, значимость, творческую активность, поддерживая таким образом их стремление быть частью большой семьи под названием «Детский сад».