Лариса Макута
Взаимодействие с родителями. Творческая гостиная «Тряпичная кукла как часть народной традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая гостиная для родителей
Тема. «Тряпичная кукла - как часть народной традиции»
Цель: пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке.
Задачи: расширить представления детей и родителей о культуре славянских народов, активизировать родителей в совместном творчестве; развивать любознательность, коллективизм.
Предварительная работа:
- изучение истории возникновения куклы;
Публикация «Взаимодействие с родителями, Творческая гостиная „Тряпичная кукла как часть народной традиции“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- изучение технологии изготовления куклы;
- создание электронной презентации.
Индивидуальная работа с родителями и воспитанниками : организация бесед о сборе информации.
Оборудование: презентация «Куклы – обереги для защиты дома, семьи», сценарий, иллюстрации с изображением быта, предметы домашней утвари, украшения, костюмы.
Для практической части : ножницы, различные лоскутки ткани, нитки и т. д.
Участники : воспитанники и родители Детского сада № 27,
старшей группы «Колокольчики».
Ход.
Воспитатель. Среди важнейших задач, стоящих перед детским садом, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности художественно-эстетического воспитания и развития и художественной культуры, изучения традиций различных поколений. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру славянских народов.
Кукла считается одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя все народные традиции и обычаи.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки, довольно, часто носились как талисманы.
Остановимся подробнее на кукле- обереге (Презентация)
- Первая кукла-игрушка у девочек появляется ….
- У каждой девочки есть собственный рукодельный и кукольный мешочки.
- Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку.
Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.
По традиции считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике.
Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда. Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.
Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
В игровом мире могут присутствовать элементы дерева. Это касается сосновых и кедровых шишек, которые используются для изготовления кукол - шишек. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
Воспитатель. Вот сегодня, я вам предлагаю самим изготовить куклу. Весь материал у вас на столах, техника выполнения проста.
Распечатаны план-схема. Например.
Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
• 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см. ;
• 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см. ;
• 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см. ;
• 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.
Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине (рис. 1) и скручивают в скатку (рис. 2). Скрученный лоскут перегибают пополам (рис. 3). Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел (рис. 4). Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) и перевязывают поясом (рис. 6). Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7). Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8).
Воспитатель. Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.